16+
Суббота, 4 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
6 декабря 2011, 23:51 СМИТехнологии

Выборы раскалили Рунет

Лента новостей

Меньше года прошло с тех пор, как на Ближнем Востоке познали цену социальных сетей. Именно тогда появился термин «Twitter-революция». Выборы в России сегодня накалили соцсети до предела

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

Меньше года назад, после огромного потока материалов в СМИ про Twitter-революции в странах Ближнего Востока, в первую очередь в Египте, многим трудно было даже представить, что что-то подобное возможно в России. Сегодня такой сценарий уже не кажется столь фантастичным. До революционного переворота в нашей стране дело, будем надеяться, не дойдет, но сила Интернета в последние несколько дней проявилась в полной мере.

Недаром один из неофициальных лидеров несистемной оппозиции Алексей Навальный прокричал на вчерашнем митинге: «Я сетевой хомячок, и я перегрызу глотку этим скотам». Под скотами — понятно, кто подразумевается. Видео с выступлением Навального, конечно, снималось не для «Первого канала», да и вообще не для телевидения. Зато в Сеть оно попало моментально, а затем многократно было переопубликовано, в том числе в Facebook.

В тот же Facebook до сих пор потоком стекаются все оппозиционные новости, ссылки на видео, которые должны доказывать многочисленные нарушения на выборах, публикуются посты из ЖЖ от наблюдателей — независимых и прочих. Далеко не все пользователи Facebook — эти, казалось бы, сытые, благополучные люди —сдержаны в комментариях. «Партия жуликов и воров» и «сурковскаяпропаганда» — пожалуй, самые мягкие из них. Хватает здесь и нецензурных высказываний, но они не самые тревожные из того, что можно увидеть — есть и призывы к насилию, кому-то по душе революция. В целом, обстановка кажется очень напряженной.

Возможно, делать выводы на основании наблюдений за пользователями одной лишь, причем не самой популярной в России социальной сети Facebook, — некорректно. Понятное дело, аудитория Facebook — далеко не весь Рунет и уж, конечно, не вся Россия. Но именно к этой аудитории принято относиться с особым трепетом — это те самые «молодые, активные, с высшим образованием и доходом выше среднего» люди, которых принято считать настоящим и будущим страны. Позиционирование у пользователей Facebook соответствующее: они не считают себя «интернет-хомячками» и готовы отстаивать свою точку зрения, какой бы она ни была.

Впрочем, не всем обязательно иметь свою точку зрения, чтобы ее отстаивать. Кому-то достаточно сослаться на ролик про ПЖиВ. Кто-то, напротив, процитирует Суркова. Аргументы не обязательны — это ведь Интернет. Правда, в отличие от «детских разборок» на форумах тут все по-взрослому. Опубликованная ссылка — это уже поддержка той или иной стороны, демонстрация позиции. Следовательно, публикации о выборах «постят» не все. Лишь те, кому не страшно, не стыдно и не зазорно рассказать друзьям, знакомым или коллегам по работе о своей «политической ориентации». В Facebook никнеймов нет. Только реальные имена, даже с фотографиями и указанием мест работы. Поэтому и от обсуждений кто-то отказывается, а кто-то, напротив, с удовольствием уходит в них с головой.

Вчера, по неофициальной информации от блогеров, около семи тысяч граждан вышли на улицы Москвы, чтобы показать свое недовольство тем, как проводились выборы. Данные полиции другие: сообщается, что в митинге приняли участие около 2 тысяч человек, акция прошла относительно спокойно. Лишь по ее окончании, когда толпа направилась к Лубянской площади, начались беспорядки и задержания. Первые лица, да и просто представители партий, прошедших в Госдуму, в митинге и последующих событиях участия не принимали.

Как сообщала радиостанция Business FM, «эсеры», ЛДПР и компартия отдыхали после тяжелых трудов на выборах. Лишь представители последней из перечисленных партий успели немного «помитинговать».

На Чистые Пруды пришли другие люди — те, кого призвал в своем блоге Алексей Навальный. Те, кто видел сообщения об акции в Facebook и Twitter. Так называемые обычные пользователи.

«Я не оппозиция, я просто хочу, чтобы люди, у которых власть и деньги, не чувствовали себя слишком спокойно на своих местах, а работали. Если вышло 2000 — это ерунда, если бы вышло 200 000, напряглись бы», — написал в Facebook один из участников митинга.

«В этой движухе была вполне конкретная цель. Люди вышли выразить свое отношение к тому, как были проведены эти выборы: неравные условия у кандидатов, давление на избирателей, мухлеж при подсчете голосов и многое другое. Так что, это вполне обычная гражданская активность», — выразил мнение другой пользователь той же соцсети.

Были и противоположные высказывания. Кто-то обстоятельно и аргументировано пытался показать, что революция России сегодня совершенно не нужна. Правда, призывы посмотреть на перспективу и поискать другие, менее агрессивные методы «спасения России», в «интернетах» не популярны и встречают бурное сопротивление. Кому-то хватило пары нецензурных слов, чтобы выразить свое отношение к происходящему.

Вообще разговоров на эту тему было много — и вчера, и сегодня. Но дело этим не кончилось — сегодняшний «спонтанный, но согласованный с властями» митинг сторонников «Единой России» тоже вызвал бурю эмоций в Facebook. Несколько активистов даже организовали «флэшмоб» с призывами прийти на Триумфальную площадь, дабы помешать «нашистам». Не митинг, подчеркну, а флэшмоб — то есть, формально привлекать организаторов к ответственности не за что. На момент написания данного текста соответствующую страницу на Facebook «лайкнуло» (поддержало) больше 6 тысяч человек.

Какой из всего этого можно сделать вывод? «Зомбоящику» (телевидению) в нашей стране больше не верят, по крайней мере те, кто вчера был на Чистопрудном бульваре. Более того, интернет-пользователи больше не хотят выражать возмущение, сидя перед монитором, — они пошли на улицы. Пока не столь массово, чтобы это было похоже на настоящую революцию в масштабах всей России.

Почему сегодня многим вспоминается Египет? Потому что там, когда ситуация достигла апогея и противники Хосни Мубарака вышли на улицы, власти чуть ли не первым делом стали блокировать доступ к соцсети Facebook и сервису микроблогов Twitter, которые активисты использовали для сбора сторонников и распространения призывов к участию в митингах и акциях протеста. А затем и вовсе отключили Интернет по всей стране. В итоге, Мубарак ушел, но насколько стране стало от этого лучше — вопрос спорный.

Президент России Дмитрий Медведев не раз заявлял, что в нашей стране об ущемлении свобод в Интернете речи быть не может. Сейчас, когда то и дело «падают» сайты в чем-то оппозиционных СМИ и не очень лояльных к власти общественных организаций, многие пользователи российского Facebook стали относиться с недоверием к этим заявлениям.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию