Антикризисный саммит ЕС: пан или пропал
Лента новостей
Представители Евросоюза проводят в Брюсселе ключевой саммит, на котором европейские лидеры попытаются договориться о способах выхода из долгового кризиса в еврозоне
Встреча продлится два дня, и некоторые аналитики уже называют его «пан или пропал», имея в виду, что обсуждаемое соглашение — последняя надежда ЕС на спасение единой европейской валюты.
Германия и Франция — наиболее влиятельные страны объединенной Европы — настаивают на принятии новых общеевропейских соглашений, предусматривающих более жесткое бюджетное регулирование в рамках 17 стран, входящих в еврозону. В то же время председатель Европейского совета Херман ван Ромпей предлагает ограничиться внесением поправок в уже принятые документы.
Однако Евросоюз состоит не из 17, а из 27 стран-членов, и государства, не успевшие или не захотевшие перейти на единую европейскую валюту, опасаются, что принятие бюджетного соглашения странами еврозоны оставит их в изоляции. По словам обозревателя Би-би-си по делам Европы Криса Морриса, в преддверии саммита все говорит о том, что обсуждение будет очень тяжелым.
В среду канцлер Германии Ангела Меркель обсудила экономический кризис в еврозоне по телефону с президентом США Бараком Обамой. Оба лидера согласились, что любое принятое в Брюсселе решение должно быть взвешенным и рассчитанным на долгосрочную перспективу. Кроме того, в четверг министр финансов США Тимоти Гайтнер встречается в Риме с премьер-министром Италии Марио Монти. Министр провел целую серию встреч с европейскими лидерами, так как американское правительство очень опасается углубления долгового кризиса в Европе.
Письмо Меркель-Саркози
Главный вопрос предстоящего саммита — пути обеспечения бюджетной дисциплины в рамках еврозоны и введение системы автоматических штрафов для тех стран, которые тратят больше запланированного. Канцлер Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози пытаются добиться этого путем изменения уже принятых общеевропейских соглашений.
«Мы убеждены, что действовать необходимо без всякого промедления», — подчеркивается в открытом письме, подписанном обоими лидерами и направленном в адрес главы Европейского совета. В этом же документы содержится призыв к «обновлению соглашения, заключенного странами еврозоны».
Совместный французско-германский план включает в себя следующие основные пункты:
— Еврокомиссия должна получить право наказывать страны, бюджет которых превышает запланированный дефицит;
— все 17 стран еврозоны должны принять национальное законодательство, требующее соблюдения бюджетного баланса;
— эти же государства должны ввести единые налоги на корпорации и финансовые операции;
— любая финансовая помощь в будущем не должна требовать участия частных инвесторов, как это произошло в случае с Грецией.
Однако комиссар Еврокомиссии по социальным вопросам Ласло Андор публично высмеял идею того, что страны еврозоны можно заставить соблюдать правила с помощью одних лишь санкций. «Автоматические санкции — это смешно. Бюджетный союз требует коллективного, демократического процесса принятия решений, которые смогут отвечать насущным проблемам и регулировать совокупный спрос», — написал он в Twitter. В интервью Би-би-си комиссар также добавил, что более мелкие страны Евросоюза крайне недовольны тем, что при принятии любых решений всегда доминируют Франция и Германия.
В то же время председатель Европейского совета Херман ван Ромпей лоббирует идею принятия «фискальной конвенции», которая не потребует ни ратификации национальными парламентами, ни референдумов. Ромпей, который будет председательствовать на саммите, настаивает, что принятие необходимых реформ возможно путем простого изменения протокола — а эта процедура требует согласия стран-членов, но не предполагает серьезных изменений в существующее общеевропейское законодательство.Такой вариант, по мнению председателя Евросовета, ускорит процесс непосредственной реализации реформ и не будет иметь осложнений с точки зрения политики.
Тем не менее высокопоставленный представитель германских властей заранее отверг идею фискальной конвенции в рамках действующих договоров, назвав ее уловкой Ромпея. В интервью, которое чиновник дал Би-би-си на условиях анонимности, он признал, что смотрит на возможный исход встречи в Брюсселе со значительно меньшим оптимизмом, чем неделю назад, и не слишком верит, что европейским лидерам удастся договориться.