2011 год подтвердил тенденцию: число стихийных бедствий и тяжесть их последствий в мире растут. Россию природные катаклизмы обошли стороной, зато стало понятно: на транспорте — критическая ситуация. К авиакатастрофам добавилось первое в новейшей истории крушение на Волге пассажирского теплохода
Стихийные бедствия в 2011 году обошлись мировой экономике в рекордные 350 млрд долларов, подсчитали в швейцарской перестраховочной компании Swiss Re. Объявление было ожидаемым. Еще весной инвестиционный банк JP Morgan сообщил, что его бюджет на природные катастрофы практически исчерпан. Основную долю «отъело» 9-балльное мартовское землетрясение и последовавшее цунами в Японии, унесшие жизни примерно 20 тысяч человек и стоившее страховой отрасли 35 млрд долларов.
Впрочем, эта цифра наверняка не окончательная. Цена японской катастрофы будет измеряться сотнями миллиардов. Ведь помимо природной составляющей у событий в Японии был и технологический аспект: с последствиями аварии на АЭС «Фукусима» стране предстоит справляться ближайшие 30 лет. Именно столько времени потребуется для того, чтобы в безопасном режиме изъять ядерное топливо со станции и полностью вывести ее из эксплуатации.
В ликвидации последствий аварии на АЭС — самого серьезного ядерного происшествия в мире после Чернобыля — японцы продемонстрировали беспримерное мужество. Старики предложили заменить собой молодежь при работах на «Фукусиме» («Нам-то уже все равно, а молодые пусть живут», — говорили волонтеры-пенсионеры). Мировые СМИ обошла трогательная фотография бредущих цепочкой школьников начальных классов в свинцовых жилетах для защиты от радиации.
Авария на «Фукусиме» аукнулась по всему миру: несколько европейских стран сообщили о планах отказаться от ядерной энергетики, АЭС были подвергнуты стресс-тестам.