16+
Понедельник, 23 июля 2018
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 4636
  • RTS1114.59
9 апреля 2009, 13:04 ПутешествияТехнологии

Туристов отправляют в Сеть

Лента новостей

В ближайшие пять лет рынок продаж туруслуг через Интернет ожидает бурный рост. Именно этот способ работы агентств в период кризиса станет наиболее востребованным за счет снижения издержек. Однако в России такого рынка пока просто нет

Бронирование туристических услуг уходит в интернет. Фото: Always Be CoOL/flickr.com
Бронирование туристических услуг уходит в интернет. Фото: Always Be CoOL/flickr.com

В ближайшие пять лет рынок продаж туруслуг через Интернет ожидает бурный рост. Именно этот способ работы агентств в период кризиса станет наиболее востребованным за счет снижения издержек, например, на содержание офиса. Однако такого рынка в России пока просто нет. В частности, из-за проблем с оформлением документов и слабого развития соответствующих платежных инструментов.

Один из крупнейших игроков на рынке интернет-торговли — Ozon.ru (оборот по итогам 2008 года 102,4 млн долларов) — запустил систему онлайн-бронирования транспортных билетов и турпродуктов, получившую название Ozon-travel. Оператором проекта стала компания «Интернет Трэвел». По словам ее гендиректора Анны Цыганковой, в скором времени через Ozon-travel можно будет забронировать железнодорожные и авиабилеты на рейсы российских и международных компаний, номера в российских и зарубежных отелях, арендовать автомобиль, оформить страховку, приобрести турпакет, получить визовую поддержку. К четвертому кварталу 2009 года, по словам Цыганковой, Ozon-travel должен выйти на ежедневный показатель в 400 заказов, а к 2011 — в 1500 заказов. Предполагается, что порядка 80% от всех заказов составят авиабилеты, а оставшиеся 20% — все остальные услуги.

Продажи туруслуг через Интернет постепенно принимают массовый характер: уже сейчас на рынке работают несколько десятков он-лайн-агентств. «Помимо этого, сейчас активно практикуют продажи билетов через Интернет авиакомпании. Этот механизм упростился после принятия законодательной базы (Госдума одобрила закон об электронных билетах осенью 2008 года, — BFM.ru), регулирующий так называемое направление электронных билетов. Сейчас 2/3 всех продаж авиабилетов российских авиакомпаний проходят через Интернет», — говорит вице-президент информационной службы «Банко» Дмитрий Даниленко.

«Спрос на туры продолжает падать, но одновременно растет доля электронной торговли и прямого бронирования, — отмечает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. — Это происходит не только в России, но и во всем мире. В условиях кризиса многие туристические и не только компании обратились к интернет-торговле». По его оценкам, на текущий момент снижение спроса по основным турнаправлениям составляет 20–35%. При этом в 2009 году ожидается снижение выездного турпотока по сравнению с прошлым годом на 22% — с 8,4 млн до 6,5 млн человек. Такие прогнозы делают в холдинге «Интурист».

На фоне общего снижения оборотов по туристическим продуктам заметно растет сегмент самостоятельного бронирования билетов и гостиниц, — говорит гендиректор системы «Яндекс.Деньги» (принимает платежи за авиа- и ж/д билеты с весны 2008 года) Евгения Завалишина: «Особенно этот рост ощущается в сезоны распродаж и в периоды повышения активности авиадискаунтеров. Например, продажи авиабилетов S7 за «Яндекс.Деньги» выросли на 30% в период новогодней распродажи, еще на 10% — с началом весны, и еще больший рост мы ожидаем по результатам текущей весенней распродажи».

Аналогичные тенденции в своем отчете отмечают исследователи РБК: в 2008 году каждый третий турист организовывал поездку своими силами. Чаще всего, интернет-пользователи самостоятельно приобретали билеты или бронировали номер в гостинице. В качестве основной причины большая часть респондентов (36%) называет «нежелание переплачивать за услуги турагентств».

«Судя по тому, как возрос в России спрос на различные технологии по онлайн-бронированию среди туристических агентств и авиакомпаний в 2007 и 2008 годах, можно говорить о росте популярности интернет-бронирования туристических услуг среди самих туристов», — подчеркивает менеджер отдела маркетинга и внешних коммуникаций российского представительства Amadeus (система бронирования для турагентств) Екатерина Григорян. По данным Amadeus, традиционно рост онлайн-бронирований приходится на весну (март, апрель) — 25–30%, а спад наблюдается, как и в офф-лайн продажах, в последние два месяца года.

Назвать объемы рынка продаж туруслуг через Интернет не берется никто из участников рынка, как и оценить общие продажи туров по России. В чистом виде рынка продажи туристических услуг через Интернет в России нет, считает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков. В западном понимании этот сегмент предполагает, что покупатель может выбрать тур через Интернет и, оплатив его картой или через интернет-банкинг, стать владельцем соответствующего полиса. «У нас чаще всего есть выбор туров через Интернет, но оплата производится в офисе агентства. Иногда есть доставка соответствующих документов курьером, но полноценной интернет-торговли турами пока не существует. Это связано как с процедурой их оформления, так и со слабым развитием соответствующих платежных инструментов», — считает эксперт.

По данным «Озона», основанным на исследованиях компаний PhoCusWright, J.P. Morgan, EyeforTravel, доля туруслуг, реализованных через Интернет по итогам 2008 года составила 5% от общего количества продаж в России. В течение ближайших пяти лет этот показатель достигнет 10–20%, — цитирует прогнозы руководителя консалтинговой практики «Туризм и гостеприимство» Strategy Partners Елены Киселевой издание «Туринфо».

По подсчетам маркетингового агентства Step by Step, объем российского рынка электронной торговли в 2008 году составил порядка 8,8 млрд долларов. При этом доля интернет-продаж ж/д и авиабилетов несколько увеличилась и составила 5,5–6%. Согласно оптимистическому сценарию развития рынка в 2009 году, доля интернет-продаж билетов останется на уровне 2008 года, пессимистический же сценарий предусматривает снижение этого показателя на пять или даже более процентов.

Несколько иные оценки приводит Сергей Фильченков из ИК «Финам»: по его словам, в прошлом году продажи билетов через Интернет приблизились к 1 млрд долларов. «Правда, 60% таких продаж производятся по модели «заказ через Интернет – доставка с курьером – оплата наличными». Полноценная продажа электронных билетов начала развиваться относительно недавно и стремиться ей есть куда», — уверен эксперт. Для сравнения: в США доля интернет-продаж туруслуг от общего объема реализованных предложений составила 50%. По итогам прошлого года этот сегмент лидировал по продажам через Сеть при объеме в 108 млрд долларов (оценки Forrester Research, PhoCusWright).

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию