16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.92 / ₽ 8202
  • RTS1163.50
16 января 2012, 13:56 ПроисшествияПутешествияАвто
В фокусе: Запрос дня от Google

Современные круизные лайнеры не готовы к эвакуации пассажиров

Лента новостей

Крушение Costa Concordia обнаружило проблему: современные круизные суда с тысячами пассажиров на борту не готовы к чрезвычайным ситуациям и не могут обеспечить эвакуацию столь большого числа людей

Крушение Costa Concordia ставит под сомнение адекватность подготовки больших экипажей для координации действий в экстренных случаях вроде эвакуации. Фото: AP
Крушение Costa Concordia ставит под сомнение адекватность подготовки больших экипажей для координации действий в экстренных случаях вроде эвакуации. Фото: AP

Крушение круизного лайнера Costa Concordia ставит вопросы о безопасности современных морских пассажирских перевозок. Сколько пассажиров и членов экипажа могут быть спасены в случае чрезвычайного происшествия? Проблемы с эвакуацией на Costa Concordia и гибель по меньшей мере шести человек из отправившихся в рейс нескольких тысяч туристов и членов команды свидетельствуют, что существующие сегодня аварийные технологии и возможности позволяют спасти меньшее число людей, чем находятся на борту. Вызывает сомнения также уровень подготовки многочисленных экипажей больших судов. Кораблекрушение у берегов Италии стало одним из самых популярных новостных запросов в поисковой системе Google.

Клей Мейтланд, много лет проработавший юристом в сфере судоходства и заведующий судовым регистром Маршалловых островов, говорит, что некоторые круизные лайнеры, такие как Allure of the Seas компании Royal Caribbean International, берут на борт до 6360 пассажиров и более 1000 человек экипажа.

«Было очень непросто эвакуировать людей с Costa Concordia, а это еще небольшое судно по сравнению со многими курсирующими сегодня гигантами», — комментирует в интервью The Financial Times Мейтланд. Главный вопрос в самой физической возможности спасти такое количество людей.

Размеры современных судов растут, гигантские лайнеры должна обслуживать команда более чем в тысячу человек. Крушение Costa Concordia ставит под сомнение адекватность подготовки больших экипажей для координации действий в экстренных случаях вроде эвакуации, пишет The Wall Street Journal. Кроме того, для всей отрасли актуален вопрос о нехватке высококвалифицированных кадров для тысяч ежегодно сходящих на воду судов, отмечает The Financial Times.

Круизные линии, которые платят штату больше, чем многие другие судоходные компании, обычно имеют возможность привлечь высококлассных помощников капитана и инженеров. Но сотни других членов команды, работающие на борту, проходят лишь четырех-пятидневный курс техники безопасности перед началом работы, цитирует британская газета комментарий Эндрю Лайнингтона, директора по связям с общественностью профсоюза судовых офицеров Nautilus International.

«Если основной командный состав судна получает высочайший уровень подготовки, то пассажирский штат, на наш взгляд, проходит лишь минимальное обучение», — говорит Лайнингтон, подчеркивая, что это в разы меньше по сравнению с подготовкой летного персонала, работающего в салоне самолета.

Появление гигантских круизных лайнеров связано с теми же экономическими принципами, которые привели к строительству огромных кораблей для контейнерных и грузовых перевозок. Большие суда очень прибыльны и позволяют выигрывать на издержках за счет эффекта масштаба.

Компания-оператор аварийного лайнера Costa Crociere, которая также управляет судами Aida и Ibercruceros, в 2010 году была одной из самых прибыльных в Италии. Консолидированная выручка группы составила в 2010 году 3 млрд евро. Пассажиропоток за год вырос на 18% до 2,15 млн человек, сообщает The Wall Street Journal.

В Европейском совете круизных линий (European Cruise Council) настаивают, что в последние 20 лет их сектор демонстрирует лучшие показатели безопасности по всей отрасли пассажирских перевозок. По мнению участников отрасли, современные круизные корабли намного более маневренны и оснащены лучшим навигационным оборудованием, чем любые прежние типы пассажирских судов.

Но успевают ли сегодняшние технологии безопасности за меняющимися масштабами? 1000 пассажиров на трансатлантических лайнерах в 20 веке могли собраться у шлюпок на своей палубе, для 5000 человек все намного сложнее.

По словам Лайнингтона, базовое оснащение большинства судов — шлюпки, быстроходные катера и спасательные плоты — почти не изменилось со времен после крушения «Титаника» в 1912 году. Возможно, теперь встанет вопрос о необходимости принципиально нового типа средств спасения, например, отделяемых модулей корабля. По словам Лайнингтона, уже поступают хорошие, технически продуманные предложения от многих проектировщиков.

Costa Concordia выполняла рейс в Савону. 13 января лайнер налетел на скалы у итальянского острова Джильо у побережья Тосканы. Судно получило пробоину и легло на бок. Прокуратура тосканской провинции Гроссето возбудила уголовное дело по факту кораблекрушения и гибели людей. К настоящему времени известно о 6 погибших, 14 человек числятся пропавшими без вести, сообщает Euronews.

Всего на борту Costa Concordia находились 4229 человек, из которых 111 — россияне. Первые их них уже вернулись в Россию, оставшиеся российские туристы с Costa Concordia размещены в гостиницах, сообщили BFM.ru в посольстве в Риме. 74 человека находится в гостинице Hilton в Фьюмичино, 10 — в другом отеле этого же города, в Милане находятся еще шестеро. «Было двое пострадавших, но они уже выписаны из больниц, часть туристов, насколько я знаю, отправлены уже в Россию», — сказала представитель дипмиссии.

В свою очередь сотрудник посольства Вадим Анищук в аэропорту провожает четырех туристов на родину. «У нас они вылетают все различными рейсами в различные точки. Со вчерашнего дня они начали разъезжаться, а сегодня активно продолжается посадка, поиск и регистрация билетов, перерегистрация, все остальные вопросы, связанные с этим», — сказал собеседник BFM.ru.

Costa Concordia, спроектированная изначально на 2720 пассажиров, отправилась в рейс в минувшую пятницу с 3216 туристами. В тот день подготовки на случай возможной эвакуации не проводилось, первая отработка была намечена на субботу, пишет The Wall Street Journal.

Примерно спустя два часа движения судно отклонилось от «обычного» маршрута, чтобы пассажиры могли лучше увидеть порт Джильо, говорят местные власти. Приближаясь к нему, судно налетело на рифы, которых, по утверждению капитана, не было на карте. По данным итальянских властей, произошло столкновение с известной цепью скальной породы у побережья Джильо — Le Scole, как ее называют местные жители.

По версии прокуроров, Скеттино намеревался пройти рядом с главным портом острова. По всей видимости, это давняя традиция на Costa Concordia — подходить близко к острову и приветствовать его жителей гудком сирены, пишет The Daily Telegraph. По данным газеты, у одного из бывших членов команды на острове жила жена. Жители острова говорят, что никогда раньше не видели, чтобы корабль подходил так близко. Обычно суда проходят на расстоянии до пяти миль.

По утверждениям очевидцев, экипаж не сразу сообщил пассажирам и береговым службам о критической ситуации на судне. Это привело к задержке эвакуационных мероприятий, началась паника, когда судно начало крениться.

Прокуратура провинции Гроссетто возбудила уголовное дело по факту кораблекрушения и гибели людей. Капитан Франческо Скеттино был вызван на допрос, и позже был взят под стражу. Владелец лайнера, компания Costa Crociere, вынесла решение, что Скеттино ошибся «при принятии решений, которые привели к серьезным последствиям» и «не принял мер, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации», передает агентство ANSA. Скеттино также подозревают в том, что он покинул судно до окончания эвакуации людей. Если вина капитана будет доказана, ему грозит до 12 лет тюрьмы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию