16+
Суббота, 23 сентября 2017
  • BRENT $ 56.90 / ₽ 3272
  • RTS1123.24
23 января 2012, 22:33 Технологии

Новое руководство RIM призвано спасти компанию

Лента новостей

В канадской RIM впервые с 1992 года сменилось руководство. Новым гендиректором и президентом компании стал выходец из Siemens Communications Group Торстен Хейнс. Карьеру в RIM он начинал в 2007 году на должности старшего вице-президента

Фото: AP
Фото: AP

В канадской компании RIM, славящейся своей традиционностью, произошли серьезные изменения. Производитель BlackBerry объявил о перестановках в руководстве компании: вместо двух соисполнительных директоров Майка Лазаридиса (Mike Lazaridis) и Джима Балсилье (Jim Balsillie) на должность исполнительного директора назначен Торстен Хейнс (Thorsten Heins), ранее выполнявший обязанности главного операционного директора.

Лазаридис и Балсилье выразили уверенность, что новый гендиректор справится с возложенными на него обязанностями. Первый даже обещал докупить акций на 50 млн долларов. Оба бывших соисполнительных президента остаются держателями самой большой доли акций RIM — 12% на двоих. Также они остаются в совете директоров.

Такого решения от совета директоров RIM ждали давно, поэтому назначение Хейнса в целом воспринято положительно. Эксперты рынка давно критиковали менеджмент компании за устаревшие методы руководства и ряд опрометчивых решений при выпуске продуктов. «Это первый положительный момент за последние месяцы», — цитирует Reuters аналитика CharterEquity Research Эда Шнайдера (Ed Snyder)

За последние годы положение RIM на рынке мобильных устройств существенно изменилось в худшую сторону из-за натиска конкурентов — Android-устройств и iPhone. Даже на корпоративном рынке, где RIM предлагает не только мобильные устройства, но и сопутствующие сервисы для бизнес-клиентов, компания начала сдавать позиции. К ошибкам менеджмента относят задержку с выходом ряда продуктов, в частности, новой версии операционной системы BlackBerry 10. Кроме того, рынок оказал холодный прием планшету BlackBerry Playbook, на который RIM возлагала немало надежд — его крайне низкие продажи также стали для инвесторов поводом критиковать тандем Лазаридиса-Балсилье.

«RIM не просто срывала выпуск продуктов, она прозевала смену парадигмы рынка. Когда RIM лидировала на рынке смартфонов, она первой смогла найти идею, за которую пользователи, в данном случае корпоративные, готовы отдать деньги, оплатив КПК и телефон в одном флаконе. Она дала корпоративным пользователям функции безопасности и обработки офисных документов. Опять-таки именно корпоративные пользователи могли оплатить недешевые на тот момент решения в виде смартфонов, а также давали компании хорошие доходы за счет абонентской платы», — пояснил BFM.ru эксперт IT-рынка Александр Баулин.

По мнению Баулина, мобилизация, которая «подняла» RIM, ее же и похоронит. «Сейчас мобилизация доступа к офисным документам и почты — это всеобщая тенденция, производители ПО для всех мобильных платформ поддерживают офисные функции, а CTO и CIO корпораций настраивают корпоративные системы на совместимость со всеми распространенными мобильными ОС. RIM слишком поздно это поняла и лишь в последние год-полтора пыталась разработать ответные шаги, делая свои устройства более развлекательными, пользовательскими», — констатирует Баулин.

На протяжении последних трех лет RIM уступала Apple и Google. В 2009 году компания была главным производителем мобильных устройств для бизнеса и лидером американского рынка смартфонов с долей 44%. К концу 2011 доля RIM снизилась до 10%. За несколько лет капитализация компании снизилась почти в 8 раз — с 70 до 9 млрд долларов.

На том же рынке США лидируют Android-смартфоны с долей 53%. «Немассовые» Apple iPhone занимают почти 30% рынка. Корпоративные клиенты также стали «коситься» в сторону этих аппаратов: это признали даже в самой RIM, запустив платформу BlackBerry Mobile Fusion. Она позволяет управлять корпоративными мобильными устройствами вне зависимости от того, на какой операционной системе — BlackBerry, iOS или Android — они работают.

У смартфонов BlackBerry есть сильные стороны, благодаря которым их продолжают использовать крупные компании — в частности, шифрование передаваемых данных, включая голосовой трафик. «К сожалению, на 100% это верно только для США, Канады и западноевропейских стран. В России же шифровальный сервер стоит на нашей территории, и уже нельзя быть уверенным, что спецслужбы не имеют доступа к передаваемым данным, а это уже может не устроить российские компании», — говорит Александр Баулин.

В конце прошлого года недовольство инвесторов руководством RIM достигло апогея: некоторые требовали радикального пересмотра стратегии или даже поиска стратегического инвестора. Инвестиционный фонд Jaguar Financial Corporation и вовсе предлагал продать мобильный бизнес и сосредоточиться на производстве программного обеспечения.

Поможет ли назначение нового гендиректора спасти RIM, пока не ясно. Однако комментируя назначение, Хейнс отметил, что будет концентрироваться на сильные стороны BlackBerry, чтобы максимально выделиться из ряда конкурентов. По обещанию Хейнса, в скором времени все-таки будет запущена платформа BlackBerry 10. Кроме того, на рынок должен выйти Playbook второго поколения.

«Трудно сказать, за что могут зацепиться в компании. Безусловно, надо пытаться сохранить текущую 10-процентную пользовательскую базу — ее вполне хватит для сохранения существования компании. Однако и железо, и ПО должны быть подняты на современный уровень. Кроме того, стоит выделить, в чем ключевая компетенция компании. Если в исключительной безопасности, то следует быть готовыми к узкой нише, большинство пользователей устроят программные решения для iOS, Android и WP7», — считает Александр Баулин.

Издатель журналов Stuff и What Hi-Fi Денис Самсонов также говорит о нишевой роли RIM. «Я думаю, что как игрок на нишевых профессиональных рынках RIM может и должна сохраниться. Возможно, как сервис-провайдер. Могу представить себе ситуацию, при которой компания откажется от производства железа, как в свое время поступила IBM», — предполагает эксперт. — В России BlackBerry уже не станет «горизонтальным» массовым продуктом. Но до тех пор, пока BlackBerry остаются корпоративным стандартом глобальных фирм, они будут жить и у нас».

Рекомендуем:

  • Фотоистории