16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.55 / ₽ 8239
  • RTS1186.79
25 января 2012, 09:12 Компании

Путин задал угольщикам стахановский темп

Лента новостей

Премьер Путин подписал программу развития угольной отрасли. К 2030 году добычу угля предполагается увеличить в 1,4 раза — до 430 млн тонн. Заявленный объем достижим, считают эксперты, но проблемы могут возникнуть с транспортировкой

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Премьер-министр России Владимир Путин подписал программу развития угольной промышленности страны до 2030 года. Об этом он заявил на совещании по развитию угольной промышленности в Кемерово: «Это, конечно, очень большая работа. Добиться согласования такого большого количества позиций с таким большим количеством участников этого процесса — непросто».

Согласно данным информационных агентств, объем финансирования программы составляет 3,7 трлн рублей, в том числе 251,8 млрд рублей бюджетных средств. Это значительно расходится с первоначально опубликованными суммами. Обнародованный в апреле черновик программы предполагал общий объем инвестиций в 2,6 трлн рублей.

По словам Путина, реализация программы позволит России к 2030 году увеличить добычу угля в 1,4 раза — до 430 млн тонн. По итогам 2011 года добыча угля составила 336 млн тонн.

Заявления премьера о развитии угольной отрасли вполне коррелируют с представленной ранее его программой развития экономики, указывает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. «Путин давно заявлял о намерении сделать рост инвестиций основным драйвером ВВП, но у государства крупных активов в угольной отрасли нет. Скорее всего, большинство игроков сектора предпочтет сохранить лояльность власти и при необходимости расширит инвестиционные проекты в ущерб дивидендам», — считает эксперт.

Общий экспорт угля из России к 2030 году может увеличиться до 170 млн тонн. «Мы ожидаем, что экспорт увеличится в основном на восточном направлении — с 32 млн тонн до 85 млн тонн», — уточнил министр энергетики Сергей Шматко. Основной прирост потребления российского угля приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — Японию, Китай, Южную Корею и Тайвань.

Дальнейшее развитие угольной отрасли в стране будет в первую очередь зависеть от внешнего спроса, на который уже сейчас ориентируется большинство игроков отрасли, соглашается аналитик UBS Кирилл Чуйко. «Последние десять лет Китай активно развивает собственную сталелитейную промышленность и поэтому является одним из крупнейших потребителей коксующегося угля. Но уже через 10–15 лет первичное производство стали начнет замещаться переработкой лома и спрос на коксующийся уголь резко сократится», — поясняет эксперт. В то же время значительная часть энергетики Китая по-прежнему работает на энергетическом угле и значительного уменьшения его доли в энергобалансе страны ожидать не стоит.

Представленные премьером планы предполагают увеличение добычи в среднем на 1–2% в год, что вполне соответствует динамике роста потребления энергоносителей. «Заданный рост производства вполне достижим. «Мечел» уже начал вести добычу на Эльгинском месторождении, в течение десяти лет новые масштабные проекты запустят Evraz и «Северсталь», — прогнозирует аналитик Rye, Man & Gor securities Андрей Третельников.

Однако, по словам эксперта, самый важный вопрос — транспортировка. Для вывоза угля с новых месторождений потребуется проложить несколько новых веток и значительно расширить пропускные способности портов. Не совсем понятно, какую часть из этих расходов будет субсидировать государство и как это скажется на тарифах, указывает Третельников.

Сам премьер-министр предложил для координации железнодорожных перевозок угля создать в этой области саморегулируемую организацию, аналогичную «Совету рынка» в сфере электроэнергетики. Кроме того, он отметил необходимость «коренной модернизации» существующих железных дорог в стране.

Впрочем, реакция РЖД не заставила себя ждать. Государственная монополия объявила о том, что уже подписала с ВЭБом и некоторыми неназванными промышленными компаниями соответствующее соглашение о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения нужд промышленности. Соглашение предусматривает обеспечение полного вывоза грузов, предъявляемых грузоотправителями, за счет увеличения пропускных способностей железнодорожных линий. Однако конкретные цифры по объемам предполагаемых инвестиций и тарифам для угольщиков так и остались неопубликованными.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию