16+
Вторник, 23 апреля 2019
  • BRENT $ 74.28 / ₽ 4741
  • RTS1275.59
28 января 2012, 13:14 ОбществоАвто
Актуальная тема: Дорожные войны

Как штампуют «письма счастья»

Лента новостей

«Улов» камер видеофиксации, установленных на дорогах столицы, превысил 45 млн рублей штрафов. «Письма счастья» отправлены Аркадию Укупнику, Филиппу Киркорову и даже Дмитрию Медведеву. О том, как обрабатывают информацию с камер, — в репортаже BFM.ru

Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД Москвы. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД Москвы. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

За три месяца работы столичный Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) дорожного движения выписал автомобилистам штрафов более чем на 45 млн рублей. Сотрудники утверждают, что исключений не делают ни для кого — будь ты Аркадий Укупник, Филипп Киркоров или даже Дмитрий Медведев. Все они уже получили от ГИБДД «письма счастья».

О том, как обрабатывают информацию с камер видеофиксации, — в репортаже BFM.ru.

Работа в ЦАФАП, расположенном в здании ГИБДД Москвы на Садово-Самотечной улице, начинается с восьми утра. Обстановка — можно сказать, спартанская: несколько рядов столов, на них мониторы. Признаков «жизни» не наблюдается — ни чашки, ни ручки. То ли готовились к приезду прессы, то ли здесь так заведено. Возможно, просто еще не успели обжиться.

Установка камер видеофиксации нарушений началась летом 2011 года, однако рассылка штрафов по почте стартовала только 1 октября. Сейчас в городе действуют 150 комплексов, которые в автоматическим режиме фиксируют нарушения. К концу 2013 года планируется установить еще 800 таких устройств.

За смену сотрудникам необходимо просмотреть от 800 до 1 тысячи «картинок», которые приходят с сервера ГИБДД. Ежедневно каждый из операторов успевает обработать по 200–300 из них. Наверное, поэтому за экранами компьютеров в основном молодежь. Причем чуть ли не половина — девушки.

«Дедки», то есть пенсионеры, тоже есть, — поясняет 24-летний Павел, недавний выпускник Института информационных и инновационных технологий. — Вначале было меньше камер, меньше и народа. Теперь нас 46 человек. Разделили поровну, работаем в две смены с восьми до восьми — два дня через два».

Операторы центра — народ гражданский. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

«На благо Родины и народа»

Стоит признать, что условия работы вполне «божеские» — хотя люди и трудятся по 12 часов в день с 15-минутным перерывом каждый час — чтобы «глаз не замыливался». О зарплате здесь скромно умалчивают. «Лично я тружусь на благо Родины и народа!» — заявил сидящий напротив Павла пятикурсник Никита из МАДИ.

Большинство попало сюда на работу через знакомых. Никита, например, узнал о вакансии от одногруппницы — он совмещает работу и учебу. На вопрос о том, как удается все успевать, отвечает: «Я очень быстрый».

Принцип работы прост. Операторы, а это не сотрудники полиции, а «гражданские», должны обработать сделанные накануне снимки на предмет соответствия модели машины и ее номера. Дело в том, что камеры принадлежат правительству Москвы, но составлять постановления об административных правонарушениях по полученным с них фотографиям может только сотрудник полиции. Поэтому в ЦАФАПе работают также инспекторы Госавтоинспекции, которые проверяют обработанные операторами материалы на предмет нарушений ПДД и наличия административного правонарушения. По результатам проверки сотрудники полиции выносят постановления, которые затем и превращаются в «письма счастья».

О том, как «штрафуют» водителей, показывают на примере автомобиля Lexus. Его владелец, москвичка Наталия Будырина, имела неосторожность слегка превысить скорость на Университетском проспекте. Номер, зафиксированный на снимке, отображается на компьютере автоматически. Его сверяют с информацией, занесенной в Центральную базу данных ГИБДД. Из персональный сведений — фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также регистрация. Так, что разглашения конфиденциальных данных можно не опасаться.

Ежедневно каждый из операторов успевает обработать по 200–300 «картинок» с камер. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Штрафы за скорость

В электронной форме, которая выводится на компьютер, сейчас отмечено четыре вида административной ответственности. Прежде всего, за нарушение скоростного режима (статья 12.9 КоАП). За превышение скорости от 20 до 40 км/час — штраф 300 рублей; от 40 до 60 км/час — тысяча рублей; и свыше 60 км/час — это уже 2,5 тысячи. Предусмотрено также наложение штрафа за движение по выделенной полосе для пассажирского транспорта. Если вам не повезло и вы попали в объектив камеры, то попрощайтесь с 300 рублями.

Больше всего нарушителей на проспекте Мира, проспекте Маршала Жукова и Нижегородской улице. Однако сказать, что там «лихачат», можно только с большой натяжкой. Подавляющая масса штрафов за превышение скорости от 20 до 40 км/час. А вот погонять москвичи любят на Волгоградке и по Живописному мосту — там, где так и не заработал напоминающий космический шаттл подвесной ресторан.

Где в Москве любят прокатиться с ветерком. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

На дороге все равны

Качество фотографии зависит от времени суток и погоды. Иногда снимок настолько хорош, что можно рассмотреть не только номер машины, но даже все, что происходит в салоне. Могут ли видеоролики от ГИБДД разрушить брак — вопрос спорный. Однако фотографии иногда, и вправду, курьезные. «Недавно зафиксировали девушку, которая в носу ковыряла. А вот женщина что-то очень эмоционально показывает мужчине, возможно, крокодильчика», — демонстрируют сотрудники центра технические возможности камер. Идентифицировать сидящую рядом с водителем даму порой сложно. Но определить, как минимум, блондинка она или брюнетка, труда не вызывает.

Иногда среди нарушителей попадаются звезды. «Вот, в начале ноября лицезрели Аркадия Укупника. И хотя за рулем Range Rover был не он, кучеряшки мужчины, сидящего рядом с водителем, узнаваемы. К тому же машина была оформлена на Укупника. Мы все, конечно, любим творчество певца, но штраф он все равно получил», — рассказывает студент Никита.

Из знаменитостей сотрудники ЦАФАП уже успели оформить штраф Филиппу Киркорову. Кстати, артисты, как правило, ездят с водителями. Так что превышение скорости, по сути, не их вина.

На административном правонарушении уже «погорел» и Дмитрий Анатольевич Медведев. Водитель с такими паспортными данными оказался полным тезкой российского президента. Иногда в поле зрения камер попадают даже вымышленные персонажи, такие как герой-охранник юмористического сериала Александр Бородач в исполнении Михаила Галустяна. Оказалось, что человек с этим именем реально существует и даже ездит по дорогам столицы, причем с нарушениями скоростного режима.

О некоторых особенностях автоматической системы фиксации нарушений в интервью BFM.ru рассказал начальник одного из отделов ЦАФАП, подполковник Сергей Ильяшев.

Начальник отдела ЦАФАП, подполковник полиции Ильяшев Сергей Александрович. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

— Комплексы видеофиксации в основном «следят» за скоростью машин. А как же нарушение дорожной разметки, например, выезд на «встречку», проезд на красный свет?

— Не забывайте, что ЦАФАП начал работать только с 1 октября 2011 года. В перспективе планируется расширить использование комплексов видеофиксации и для регистрации данных правонарушений. Пока начали со скоростного режима и контроля за несанкционированным выездом на полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств.

— В Европе перед въездом на трассу, где установлены видеокамеры, стоят предупреждающие знаки. Люди их видят и уже не «лихачат». Почему у нас этого нет? Неужели у нас цель камер — собрать как можно больше штрафов?

— Действующим законодательством установка таких знаков у нас не предусмотрена. Мы тоже, конечно же, стремимся к снижению аварийности и повышению безопасности дорожного движения. Поэтому комплексы ЦАФАП и устанавливаются на самых сложных участках. Кстати, местонахождение камер не является секретной информацией. Полный список можно найти на сайте Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы.

— Как вы поступаете, если в поле зрения камеры попадает машина прокурора или судьи? Ведь это лица с особым правовым статусом, в их отношении нельзя просто так составить протокол. Может, у вас на них отдельная база данных есть?

— Мы же не знаем, кто сидит за рулем. Наши камеры фиксируют только модель автомобиля и его государственный регистрационный знак. Никакой отдельной базы данных на судей и прокуроров не существует. Постановление за нарушение ПДД высылаются владельцу машины. Сервер, где хранится база данных, находится в этом здании, и в любом случае никакое постороннее вмешательство в его работу невозможно.

Любой гражданин, если он не согласен с привлечением к административной ответственности, может обжаловать вынесенное постановление, указав причины и обстоятельства. Например, что за рулем сидел другой человек, либо что транспортное средство больше ему не принадлежит.

— А куда жаловаться?

— На копии постановления это указано. Там есть наш адрес и телефон. Это можно сделать, либо приехав лично, либо отправив жалобу по Интернету, либо с помощью обычного почтового отправления.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию