16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1129.23
27 января 2012, 18:35 Политика
Актуальная тема: Давос–2012

А.Костин: Запад верит в победу Путина

Лента новостей

Президент ВТБ рассказал Business FM, о чём говорят в кулуарах Давоса и каких реформ ждут от России

Еврозона имеет шансы выбраться из кризиса в полном составе. Вторую волну кризисных явлений бизнес в развитых странах и БРИК встречает более подготовленным, заявил в интервью моему коллеге Илье Копелевичу президент ВТБ Андрей Костин:

Костин: Сегодня мы можем ответить на те глобальные вызовы, которые в мире существуют. А эти вызовы связаны с определенным новым уровнем развития производительных сил, если так можно сказать, более научным термином, либо те изменения, которые произошли сегодня в экономической, социальной жизни: глобализация, прежде всего, развитие интернет-технологий, что повлекло за собой такие проблемы, которые мы видели в виде кризиса ипотечной задолженности, кризиса системы европейской интеграции и многие другие.

Копелевич: Это такая академичная достаточно постановка вопроса. А все-таки, из проблемных вопросов...

Костин: Вы знаете, она не академичная, потому что она потом распадается на конкретные решения вопросов. Допустим, есть темы, которые продолжаются. Это вопросы реформирования банковского финансового сектора. Здесь приняты довольно серьезные решения, как европейцами, так и США.

Копелевич: Вы говорите сейчас о «Базеле-3»?

Костин: Я говорю и о «Базеле-3» и о других решениях, связанных с функционированием, скажем, деривативных инструментов и т.д. Там целый есть набор. В принципе, основные рецепты выработаны, и в этом направлении потребуется 2-3 года еще, по мнению руководителей европейских стран, США и представителей финансового сектора, чтобы эти решения реализовать. Здесь было много дискуссий, позиции сторон были очень различны. Сейчас они сблизились и поэтому банки частично сами решают проблему капитализации, и частично потребуются дополнительные деньги. Это как бы первый блок вопросов.

Второй блок вопросов связан с европейской интеграцией. Безусловно, проблемы Европы - это тема, которая очень активно звучит в Давосе в этом году. Не случайно здесь выступают и присутствуют лидеры крупнейших европейских стран, в частности, открывала Давос канцлер Меркель. Сегодня были выступление премьер-министра Великобритании Кэмерона. При всех различиях в их подходах понимание того, что нужно принимать решения по Европе, и каким-то образом решать те кризисные явления, которые возникли - оно существует.

Все-таки проблемы, которые возникают сегодня - это всё большая озабоченность социальными проблемами, проблемами роста недовольства населения. Движения протеста захватило и другие страны. Здесь очень сильно это чувствуется. И многие бизнесмены высказывались, что надо очень осторожно подходить к решению проблем, в частности ограничение бюджетных расходов, потому что это может породить дополнительные социальные риски, дестабилизации политических систем.

Копелевич: На ваш взгляд, по личному общению, а в кулуарах, как правило, люди говорят откровеннее и острее, чем это произносится с трибун? Все-таки сегодня в Давосе больше евро-скептиков или евро-оптимистов? Вот Алексей Улюкаев - евро-оптимист, он высказался, сказал, что даже пересматривать структуру резервов мы не собираемся. А вот если по личным впечатлениям говорить о настроениях в кулуарах?

Костин: Я тоже считаю, что Европа сохранится. Я повторяю, есть нюансы, безусловно. Если госпожа Меркель выступает за дальнейшую интеграцию в виде фискального союза, в виде того, что уже судебные органы будут определять степень виновности тех или других стран за нарушение этих вопросов, то премьер Кэмерон сегодня звучал совершенно по-другому. Но позиция Англии тоже известна.

В целом при разных точках зрения есть мнение, что Европе всё-таки удастся преодолеть этот кризис и может быть и с потерями. В какой форме окончательно пока этот рубеж не пересекли. То есть, будет ли сохранена Европа в том формате стран, которые есть в зоне евро, либо нет, я думаю, еще окончательного решения здесь нет. Но все-таки сегодня достаточно много сделано в понимании, продвижении позиций государств.

Ведь если сначала вообще было неприятие многих решений по увеличению фондов и так далее, то сейчас уже пройдена значительная часть пути к выработке единых мнений. Поэтому я такой евро-оптимист тоже, и считаю, что Европе удастся преодолеть эти решения, она пойдет дальше. Но в ближайшие несколько лет Европа все равно будет оставаться самым слабым местом в мировой экономике - это тоже верно.

Копелевич: Теперь про банки. Наверняка, опять же в кулуарах, банкиры обсуждают такие совершенно конкретные вещи, как прийти к «Базелю-3», как увеличить капитал первого уровня в банках, причем, сделать его более чистым от всяких производных инструментов. И еще я слышал такую тему новую американского законодательства, по-моему, называется FATCO, когда вроде американцы хотят очень проследить за тем, где деньги американцев находятся. И банки, по-моему, тоже не знают, как им придется с этим сосуществовать. Какое в практическом плане настроения банкиров относительно вот этих новых мер?

Костин: Банкиры, безусловно, хотели бы, чтобы эти подходы были мягче. Хотя уже серьезное смягчение позиций власти и произошло, и власть тоже понимает, что банки являются кровеносной системой, двигателем экономического развития. А без экономического роста невозможен выход из кризисной ситуации. И поэтому разные руководители (и министр финансов США выступал) понимают, что вот эти меры ужесточения надзора и ограничения каких-то производных инструментов, они возможны до определенного уровня. Все-таки банкам нужно давать дышать.

Но европейцы и американцы говорят, что банки самостоятельно уже сумели в значительной степени решить проблемы своего капитала. Это относится к американским банкам, прежде всего, и к значительно части европейских банков. Банки принимали ряд мер, они продавали свои портфели, некоторые сокращали свои активы за счет продажи, некоторым удалось провести капитализацию, в частности, итальянским банкам.

Но в целом, складывается мнение, что столь острой проблемы, о которой мы еще недавно говорили, когда речь идет о сотнях миллиардов евро и долларов на капитализацию мировой банковской системы, может и не возникнуть. Она существенно сократится по своей себестоимости.

Копелевич: Довольно жесткое там было интервью Рубини, наверное, вы слышали. Он сказал о том, что России не место в БРИКС, причем, в общем-то, политическими мотивами это мотивировалось, что в России очень долго вся власть находится в одних руках, и власть неэффективна. Вообще, что о России говорят, что спрашивают иностранные коллеги ваши?

Костин: Я присутствовал на некоторых мероприятиях, к счастью от Рубини я такого там не слышал. Он человек, всегда высказывающий довольно радикальные мнения. Я как раз слышал, наоборот, что касается моих партнеров, моих коллег, и публичные выступления я слышал: Россию принимают, безусловно, как страну, способную обеспечить более высокие темпы экономического роста в ближайшие годы, чем развитые экономики. Она все-таки по своим темпам, как часть стран БРИКС, нежели развитые страны... И при тех макроэкономических показателях, которые в России имеются, и при той стабильности, в том числе и банковского сектора, в принципе, хорошо расцениваются.

А что касается политических вопросов, то такое оживление социальное, протестность, оно во всем мире происходит, причем очень существенное. И в этом плане Россия не является исключением, но и не надо тоже преувеличивать, поскольку это не какое-то серьезное изменение, которое может заставить говорит о том, что в России происходят какие-то негативные политические элементы. Все уверены в результатах выборов, в победу Владимира Владимировича Путина на этих выборах. Просто желают, чтобы российское руководство несколько быстрее проводило те самые реформы, о которых западные бизнесмены достаточно долго говорят, которые сдерживают приток инвестиций в Россию.

Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию