16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
2 февраля 2012, 15:59

Г. Греф: Наш принцип – сначала кто, а потом что

Лента новостей

Каковы самые уязвимые места российского бизнеса, и что ждет российскую экономику после выборов, в эксклюзивном интервью Business FM рассказал глава «Сбербанка» Герман Греф

Устойчив ли тренд на укрепление рубля и рост рынков, и каковы самые уязвимые места российской экономики и бизнеса, если Европу все же постигнет кризис.

Об этом в эксклюзивном интервью Business FM рассказал глава «Сбербанка» Герман Греф.


Business FM: Все разговоры и прогнозы – о кризисе в Европе. Январь был как бы против этого тренда: в Европе росли рынки, и в России тоже рост рынков, и очень серьезное укрепление рубля. На ваш взгляд, этот тренд имеет какую-то устойчивую основу или на что он был реакцией? Насколько можно рассчитывать на его продолжение?

Греф: Честно говоря, фундаментальной основы для такого оптимизма я не вижу. Начало нового года, усталость рынков, жизнь в негативных ожиданиях, и попытка продемонстрировать оптимизм. Я бы не сказал, что очень существенное укрепление рубля и очень существенный рост рынков.

Business FM: Скажем так, в конце декабря многие предполагали, что за время зимних каникул наших рубль скорее будет падать. И здесь как раз против прогнозов повела себя наша валюта.

Греф: Мы никогда таких прогнозов не давали. Мы как раз говорили о том, что есть примерно 50/50 возможностей для падения и для укрепления. Более того, цена на нефть будет хотя бы стоять, то тогда, скорее, рубль будет укрепляться, что и происходит. Пока нет ни оптимистичных прогнозов, и нет каких-то критичных прогнозов. Ситуация волатильности. Я бы назвал это нормальной волатильнойстью. На рынке есть большое количество ликвидности, и американской, и азиатской, и европейской. Эта ликвидность, как только будет любой повод для оптимизма, будет подращивать рынки. Как только будут возникать негативные события, мы увидим оттоки и падение рынка.

Business FM: Если говорить о возможных сценариях кризиса, мы помним, что главными триггерами такого кризиса 2008-09 года в России были, в первую очередь, долги российских бизнес структур, и банков, и промышленных корпораций по западным кредитам, которые были отозваны, и обслуживание которых резко возросло. Если говорить о возможных рисках, в случае, если в Европе, действительно, начинается кризис, падают цены на нефть, какие главные рефлексы будут проявляться в России? Сценарные рефлексы?

Греф: Я с вами не согласен – с главными триггерами – это последствия уже были. Но суть ни в этом сейчас, не будем говорить о прошлом. Во-первых, в Европе уже кризис.

Business FM: А для нас важно, когда это скажется на ценах на нефть и металл.

Греф: Мы сейчас не зависим по ценам на нефть от Европы. Если брать в расчет европейскую ситуацию, то, по нашим оценкам, цена на нефть должна быть не выше 90$ точно. Цена на нефть сейчас держится благодаря нестабильности на Ближнем Востоке, и очень многое будет зависеть от ситуации в Иране, ну и вообще, в Ближневосточном регионе. Поэтому, если вы хотите понять это, нужно больше смотреть туда. В Европе, по моим ощущениям, ничего сверхкритичного не произойдет, и, скорее всего, ситуация будет вот такой волатильной, болтающейся в районе нулевых темпов роста. Главное, что мы не слышим сигналов от европейских лидеров о том, как в краткосрочном периоде будут решаться две ключевые проблемы - неплатежеспособность периферии Европы, ее неконкурентоспособность. Ответов на эти вопросы пока нет. Пока этих ответов не будет, мы не сможем прогнозировать не судьбу евро, ни в том числе рост экономики Европы.

Business FM: Уязвимые точки российской экономики сейчас на фоне возможного ухудшения событий в Европе - дефолтов, дефолтов банков, какими механизмами это может воздействовать на российскую экономику.

Греф: Самая уязвимая наша точка - наша недиверсифицированность и зависимость от цен на сырье.

Business FM: Все-таки цены на нефть и металлы.

Греф: Цены на нефть и металлы, да. Поэтому это самая слабая точка, это тот элемент, через который главный элемент трансляции кризиса вовнутрь страны.

Business FM: Воздействовать это будет через курс национальной валюты и через бюджет таким образом, да?

Греф: Абсолютно. Через бюджеты крупных корпораций, которые недополучат выручку, через дефицит платежного баланса, и падение курса рубля и через бюджетный дефицит. Это первое. Второе, конечно, это инвестиционная активность и потенциальный приток инвестиций в страну. Каналы трансляция примерно такие же - это отсутствие инвестиционного роста...

Business FM: Отсутствие вообще капитала для займов.

Греф: Да. Это возможность для финансовых организаций привлекать средства в иностранной валюте.

Business FM: В прошлом году у нас в преддверии этого кризиса был огромный отток капитала, его причины были связаны с тем, что в том числе, просто иностранным игрокам нужны были деньги. На ваш взгляд, уже мы достигли дна? Уходить еще есть чему или в этом году уходить нечему?

Греф: Уходят же не какие-то накопленные запасы, а текущая выручка компаний, поэтому уходить всегда есть чему. И если вы вспомните нашу историю недавнюю, у нас каждый год повторялась одна и та же история, у нас 20 млрд долларов в квартал отток был нормой. И нам удалось только в 2000-е годы эту тенденцию перебороть, и поменять ее на приток. Поэтому, если говорить о том, что возможен ли отток в этом году - возможен. Вероятен он? К сожалению, вероятен. Можно ли на него повлиять? На мой взгляд, можно, и к этому нужно приложить максимум усилий в послевыборный период.

Business FM: Я не могу два слова о политике не спросить. На ваш взгляд, наверняка инвесторы, в том числе, будут следить за назначениями в новом правительстве после выборов, за теми людьми, которые возглавят экономический блок. Вы бы могли назвать ряд фамилий, возможных, чье появление в качестве кураторов именно финансово-экономического блока, было бы однозначно позитивным сигналом для инвесторов.

Греф: Это должны быть очень уважаемые люди, и профессиональные люди. Я не хотел бы называть одни фамилии, не называть другие. Я уже сказал, наш принцип в «Сбербанке», и принцип, которым я лично руководствуюсь - сначала кто, а потом что. Поэтому для меня лично будет критически важным увидеть лица, которые будут отвечать за конкретные направления, и по этому можно будет судить о том, насколько эффективны будут реформы.

Business FM: Спасибо. Держитесь курса!

Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию