16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
4 февраля 2012, 17:04 Право

Незаконные преследования обошлись столичной казне в $1 млн

Лента новостей

Прокурор Москвы Сергей Куденеев подвел итоги работы за прошлый год. Один из показателей — за незаконное уголовное преследование гражданам удалось взыскать около 40 млн рублей. Две трети этой суммы — фигурантам дела «Евросети»

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Около 40 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование удалось взыскать в 2011 году гражданам в Москве. Это почти в два раза больше, чем годом ранее. Такие данные привел прокурор столицы Сергей Куденеев.

Впрочем, эксперты считают, что говорить о положительной тенденции рано — добиться судебного решения это только полдела, нужно еще получить деньги. Они обращают внимание на необходимость принятия закона о порядке реабилитации, который невыгоден государству. После его принятия цифры вырастут на порядок, отмечают те, кто столкнулся с судебно-следственной машиной.

Выступая на коллегии прокуратуры Москвы по итогам работы за 2011 год, Сергей Куденеев сообщил, что в минувшем году почти вдвое — с 84 до 46 — сократилось количество лиц, реабилитированных столичными судами по уголовных делам. Это те, кто обратился в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного в результате незаконного уголовного преследования. Однако несмотря на меньшее количество обратившихся в суд, сумма компенсации выросла. «В 2011 году она составила более 39 млн рублей, что почти в два раза больше, чем в предыдущий период», — сказал Куденеев.

Прозвучавшая информация могла бы вызвать ажиотаж, если не напомнить о том, кто в прошлом году судился с государством.

В сентябре 2011 года Мосгорсуд постановил выплатить самую крупную в истории современной Россию компенсацию за незаконное уголовное преследование — более 20 млн рублей — бывшему вице-президенту «Евросети» Борису Левину. Он и еще несколько подсудимых были оправданы в ноябре 2010 года по обвинению в похищении экспедитора Андрея Власкина и вымогательстве у него денег. До этого Мосгорсуд уже удовлетворил аналогичные иски еще троих фигурантов этого дела на общую сумму примерно в 7 млн рублей.

То есть получается, что из 40 млн рублей, которые отсудили москвичи, две трети суммы пойдет на выплату фигурантам «дела «Евросети». Так в минувшем году государство расплатилось за ошибки следствия.

Пока прокурор призывает своих подчиненных усилить надзор за законностью при расследовании уголовных дел, ситуация с выплатами компенсаций за незаконное уголовное преследование остается примерно той же, что и была десять лет назад, говорят юристы. Тем более что призывы ввести персональную ответственность следователей и прокуроров за допущенные ошибки так и остались словами.

Адвокат Игорь Трунов отмечает, что законодательство, регламентирующее вопросы выплат компенсаций за незаконное уголовное преследование, сохранилось со времен издания соответствующего указа Верховного Совета СССР, хотя сейчас уже нет Советского союза и Россия — рыночное государство. «Верховный и Конституционный суды время от времени вносят незначительные корректировки в закон, но это обычное латание дыр», — говорит он.

Юрист считает, что накопившиеся проблемы может решить лишь издание федерального закона о порядке реабилитации, который подробно пропишет механизм возмещения убытков, «однако и дураку понятно, что он не выгоден государству, так как взыскиваемые суммы сразу вырастут».

Обещанного ждут три года

Защитник не доверяет прокурорской статистике: «Статистическое благополучие — это особый род искусства, которым российские чиновники владеют в совершенстве», — констатирует он. — Да, фигуранты дела «Евросети» получили по несколько миллионов, а остальным опять заплатили копейки. К тому же это только первая серия, ведь если отсудил, это еще не значит, что получил, даже если решение устояло в вышестоящем суде».

Адвокат вспоминает, что будучи сам оправданным в 1995 году по обвинению в махинациях с жильем, он взыскал у государства компенсацию в размере 43 тысячи рублей. Однако получил положенное только спустя три года. Это произошло после того, как жалобу Трунова на неисполнение решение суда удовлетворил Европейский суд по правам человека.

В настоящее время компенсация за незаконное уголовное преследование подразумевает компенсацию материального ущерба и морального вреда. Первый, как правило, включает в себя заработную плату, недополученную за период содержания под стражей, и расходы на адвокатов.

Гонорары, дезорганизующие мыслительный процесс

Юристы сетуют на то, что далеко не всегда государство возмещает обвиняемым расходы на оказание юридической помощи. В такой ситуации, например, оказался проходивший по одному уголовному делу с заместителем министром финансов Сергеем Сторчаком банкир Игорь Кругляков. Дело в их отношении было прекращено. И один, и другой впоследствии обратились с иском о реабилитации. В мае 2011 года Сергей Сторчак взыскал примерно 1,5 млн рублей недополученной зарплаты.

А у Игоря Круглякова возникла заминка с взысканием компенсации на оплату труда защитника. Дело в том, что помощь ему оказывал председатель Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, гонорар которого за полтора года составил примерно 1 млн долларов.

Генри Резник рассказал BFM.ru, что при рассмотрении в Басманном суде Москвы заявления его подзащитного о реабилитации, судья значительно снизил взыскиваемую с Минфина сумму на оказание юридической помощи. «Видимо, судья посмотрел на мой гонорар и ему стало плохо, — считает адвокат. — Наверное, это дезорганизовало его мыслительный процесс». Резник признался, что не отслеживал, чем закончилось рассмотрение дела в суде второй инстанции.

Компенсации

Что же касается компенсации морального вреда, что с исками по этому поводу люди обращаются не очень охотно. Дело в том, что в этом случае сумму судья определяет сумму на свое усмотрение.

Пример тому — случай Тимура Саид-Гареева, оправданного в 2007 году. Он обвинялся он в организации покушения на тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. В мае 2010 года Петроградский районный суд Санкт-Петербурга оценил причиненный Саид-Гарееву моральный вред всего в 150 тысяч рублей.

На сегодняшний день самую крупную компенсацию морального вреда — 500 тысяч рублей — удалось отсудить жителю Читы Владимиру Савинову. В течение шести лет он находился под следствием по делу о гибели в ДТП двух милиционеров. Дело было прекращено за отсутствием в действиях Савинова состава преступления только в 2009 году. Савинов пытался взыскать с Минфина РФ 7,5 млн рублей.

Надо сказать, что зарубежная практика выплат компенсации за незаконное уголовное преследование сильно отличается от российской. Так, в этом году присяжные в федеральном суде Чикаго (штат Иллинойс) постановили выплатить 32-летнему Сэдэусу Хименесу 25 млн долларов. 13-летний Хименос был арестован в 1993 году за убийство 19-летнего подростка и по приговору суда получил 45 лет заключения. Только много лет спустя в совершении этого преступления признался житель штата Индиана и с Хименеса сняли обвинение.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию