16+
Четверг, 5 декабря 2024
  • BRENT $ 72.50 / ₽ 7557
  • RTS751.20
18 февраля 2012, 10:29 АвтоПраво

От лишения прав могут спасти видеокамеры

Лента новостей

Верховный суд объяснил, как трактовать многие спорные ситуации на дорогах при нарушении правил. В некоторых случаях ВС советует принимать сторону водителя и наказывать не по всей строгости закона

Фото: ico/flickr.com
Фото: ico/flickr.com

Вступило в силу постановление пленума Верховного суда, разъясняющее нюансы применения Кодекса об административных правонарушениях в области дорожного движения. Документ, в котором рассматриваются возникающие на дорогах различные спорные ситуации, по которым как сотрудники ГАИ, так и судьи не имеют единого мнения, опубликован в «Российской газете».

Данное постановление было принято Верховным судом 9 февраля. О некоторых нововведениях, утвержденных на заседании, BFM.ru уже рассказывал. Но есть и другие пункты в документе, связанные с автоматической видеофиксацией нарушений, управлением транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения или когда у него нет удостоверения нужной категории, а также управлением транспортным средством без госномеров или с неправильно установленными номерами.

В частности, в постановлении пленума Верховного суда разъясняется, что если административное правонарушение зафиксировано с помощью видеокамер, протокол не составляется, а постановление по делу выносится без участия владельца машины. В таком случае выписывается минимальный штраф, предусмотренный за совершенное нарушение.

Однако есть правонарушения, за которые штраф не предусмотрен вовсе, а наказывать водителей предполагается по всей строгости — административным арестом или лишением прав. Пленум ВС постановил, что в таких случаях назначается максимальный административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ для граждан — 5000 рублей.

Но если правонарушение было зафиксировано непосредственно сотрудниками ГИБДД, и при этом у них не было технических средств, которые работали в автоматическом режиме, то будет составлен протокол. При наличии же фото- и видеоматериалов, которые отсняты устройствами, не относящимся к категории автоматических, они будут приобщены к документу в качестве доказательств. В таких случаях наказание за нарушения, предусматривающие только административный арест или лишение прав, не может быть заменено на штраф.

К таким нарушениям относится одно из самых часто практикуемых — выезд на встречную полосу. Степень ответственности в данном случае зависит от того, как оно было зафиксировано — прибором видеофиксации, работающим в автоматическом режиме, или сотрудником ГИБДД.

Кстати, наказание за выезд на встречную полосу может перестать быть безальтернативным даже и в последнем случае. (Сейчас если нарушителя «поймали за руку», срок лишения прав по решению суда составит от 4 до 6 месяцев). Совет Госдумы на прошлой неделе утвердил законопроект о поправках в некоторые статьи КоАП, которые касаются наиболее жестких санкций за нарушение ПДД. Поправками, в частности, предлагается заменить лишение прав за выезд на встречную полосу на штраф. Но только при первом таком нарушении. «Рецидивистов» будет ждать прежнее наказание.

Автор этих поправок — первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, более известный как глава движения автомобилистов «Свобода выбора», считает, что безальтернативное наказание становится благоприятной почвой для коррупции. Да и не всегда подобное нарушение, по его словам, представляет опасность.

«Понимая безвыходность ситуации, водители, нарушившие правила по «безальтернативной» статье, чаще всего пытаются избежать наказания, давая взятку. И это не говоря уже о тех случаях, когда правоохранители сознательно провоцируют участников дорожного движения на такое правонарушение. Поэтому однозначность наказания создает предпосылки для коррупции», — рассказал BFM.ru Лысаков. При этом эксперт отметил, что от произвола на дорогах в лице водителей, которые могут легко себе позволить расстаться с пятью тысячами рублей, спасет дифференциация наказания в зависимости от количества правонарушений.

Стоит отметить, что рассмотрение дел о движении по встречной полосе нередко становится головной болью для судей. К примеру, в том случае, если в крайнем левом ряду на дороге остановился неисправный автомобиль, а водитель объехал его по пустой встречной полосе, инспектор вправе остановить нарушителя и вменить ему именно движение по «встречке»: ч. 4 ст. 12.15. Это карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Но существует еще ч. 3 ст. 12.15 — нарушение правил объезда препятствия. За это полагается штраф. В таких ситуациях ВС порекомендовал применять именно эту санкцию.

Не в той категории

В постановлении пленума Верховного суда также разъясняется, что делать, если за рулем оказался пьяный водитель, да еще и с правами не той категории. Например, если у него открыта категория «В», а он ехал за рулем автобуса, да еще и отказался от прохождения медосвидетельствования.

Сложность заключается в том, что в КоАП предусмотрена только ситуация, когда у пьяного вообще нет прав. Наказание за это — арест до 15 суток. Пленум ВС разъяснил, что если у водителя права не той категории, он пьян или отказывается от визита к врачу, то его требуется лишать прав по соответствующей статье, а за управление автомобилем другой категории наложить штраф 2500 рублей. Однако под арест его в таком случае отправлять будет не нужно.

Спорным ранее оказывался порядок действий и в случае некоторых аварий на дороге. К примеру, если столкнулись две машины, а одна из них остановилась не сразу, проехав несколько метров, зачастую сотрудники ГИБДД обвиняли водителя в том, что он покинул или хотел покинуть место происшествия. За это предусмотрено лишение прав. В то же время в КоАП есть ч. 1 ст. 12.27, по которой можно наказать штрафом за невыполнение действий, предусмотренных правилами в случае ДТП. Верховный суд постановил в таких ситуациях применять именно эту статью, а не более жесткую.

Также сурово, согласно КоАП, карается езда без номеров. Однако как быть, если не хватает всего одного номера — заднего или переднего, в правилах не сказано. Не оговариваются и случаю, когда регистрационный знак установлен не там, где требуется по правилам. В данном случае пленум ВС не пошел на уступки и решил, что это нарушение должно караться так же строго, как и отсутствие обоих номеров — штрафом в размере 5 тысяч рублей или лишением водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Нет предела совершенству

Адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Антон Лелявский положительно оценивает тот факт, что Верховный суд разъяснил, каким образом статьи должны применяться на практике. «Это абсолютно правильно и оправдано. Это позволит на практике не заниматься буквальным трактованием статей кодекса сотрудниками ГИБДД, а каждую ситуацию рассматривать, исходя из действительных, важных особенностей ситуации. Ведь ситуация ситуации рознь. Бывает, когда водитель намеренно едет по встречке, бывает, когда водитель всего лишь одним колесом или двумя левыми колесами выезжает на встречку, а формально, с точки зрения закона, санкция одна и та же», — пояснил BFM.ru эксперт.

При этом он отметил, что в Административном кодексе предусмотрена возможность прекращения административного производства по делу, например, ввиду малозначительности административного правонарушения. «Но это статья не работает, она фактически является мертвой, ее никто и никогда не использует — посетовал Лелявский. — Она не работает, даже когда адвокаты просят ее использовать, например, при совсем минимальном выезде на встречку. И, к сожалению, по этому поводу Верховный суд ничего не указал».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию