16+
Вторник, 21 ноября 2017
  • BRENT $ 62.16 / ₽ 3689
  • RTS1128.72
1 марта 2012, 16:42 РынкиФинансыСтрахованиеПутешествияПраво

«Ланта-тур вояж» просит найти ей стратегического инвестора

Лента новостей

Руководство «Ланта-тур вояж» объявило сотрудникам о закрытии бизнеса. Кредит, выданный ей ВТБ по поручению Путина, лишь усугубил положение туроператора. Эксперты считают, что пострадавшие клиенты вернут только часть суммы — 20%- 25% от стоимости тура

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Туроператор «Ланта-тур вояж» прекращает свою работу: во вторник, 28 февраля, руководство компании известило об этом своих сотрудников. Отраслевой портал tourdom.ru сообщил, что возобновление деятельности компании не планируется, поскольку это не представляется возможным.

Между тем, «Ланта-тур вояж» все еще надеется на помощь властей в поиске стратегического инвестора. Как сегодня сообщила РИА «Новости» глава компании Людмила Пучкова, 24 февраля она разместила письмо премьер-министру Владимиру Путину на его сайте, однако ответа пока не получила.

В письме премьеру глава «Ланта-тур вояж» сообщила, что компания не в состоянии вернуть кредит в 7 млн долларов, полученный от ВТБ, как и выполнить свои обязательства перед клиентами, купившими ранее путевки. Но при этом Пучкова считает, что бизнес компании все еще можно восстановить, поскольку туроператор продает продукт онлайн: «Вопрос только в кардинальном решении с реестром пострадавших либо в объединении с другой компанией». По ее словам, уже разработан бизнес-план развития на пять лет, в течение которых можно погасить задолженности.

Президент «Ланты» признает, что компания не в праве ничего требовать у государства. «Я понимаю, что мы не белые и пушистые. Понятно, что остановка произошла из-за финансовых трудностей и конфликта с «Мастер-банком». Мы ничего не требуем у государства, оно не должно отвечать за наши экономические просчеты», — констатирует она.

В настоящее время эксперты оценивают общий ущерб, нанесенный клиентам «Ланта-тур вояж», в 300 млн рублей. Сама Людмила Пучкова сообщает, что в реестре пострадавших компании 6,9 тысячи туристов. Все они уже подали претензии на общую сумму 230 миллионов рублей. При этом объем финансовых гарантий «Ланта-тур вояж» (ответственность туроператора перед третьими лицами была застрахована в «Ингосстрахе» до июня этого года, тогда как туры были распроданы по сентябрь) составляет всего 100 млн рублей.

Руководитель службы по связям с общественностью «Ингосстраха» Владимир Клейменов сообщил в интервью Business FM, что пока о конкретной сумме ущерба говорить преждевременно: «У нас порядка 6 тысяч заявлений от пострадавших туристов и в Москве, и по другим городам России. Сейчас формируется реестр. Для того, чтобы начать производить выплаты нам необходимо полностью составить общую картину — выяснить, на какую сумму «Ланта-тур» допустила такое безобразие».

По словам Клейменова, будут покрыты только те расходы, которые были документально подтверждены туристом. «Выплаты будут производиться пропорционально в зависимости от общей суммы расходов», — сказал он.

Президент медиахолдинга «Служба БАНКО» Татьяна Дмитрова предполагает, что пострадавшие клиенты «Ланты» смогут получить компенсацию «в размере ¼ или 1/5 от стоимости тура».

Надежды не оправдались

Напомним, «Ланта-тур вояж» прекратила работу 27 января после отказа одного из его основных кредиторов — «Мастер-банка» — предоставить кредит на 30 млн рублей. Банк аргументировал это решение неудовлетворительным финансовым состоянием туроператора.

На тот момент за границей находились около 3,5 тысячи клиентов компании, многие из которых столкнулись с проблемами (прежде всего, это касалось оплаты за отели). Тогда в ситуацию вмешался премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин, который 31 января заявил, что туроператору поможет «один из государственных банков». Уже на следующий день ВТБ предоставил «Ланта-тур вояж» кредит сроком на пять лет на сумму 7 млн долларов со ставкой 12%.

Эти средства должны были быть направлены на погашение задолженностей туркомпании перед гостиницами для того, чтобы все туристы могли вернуться домой. Судя по всему, с этой задачей туроператор справился: по словам заместителя руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Григория Саришвили, по данным на вторник, 28 февраля, все клиенты «Ланта-тур вояж» вернулись домой.

После получения первого кредита туроператор планировал возобновить работу 14 февраля. Руководитель «Ланта-тур вояж» Людмила Пучкова выражала надежду, что банк ВТБ станет стратегическим инвестором компании, долги которой до получения кредита, по ее словам, составляли 20 млн долларов.

Однако ВТБ провел аудиторскую проверку компании и по результатам опубликовал сообщение в микроблоге Twitter о том, что переговоры о выдаче нового кредита компании не ведутся. Официальных заявлений от «Ланта-тур вояж» в связи с этим не последовало. Некоторые клиенты при этом не спешили подавать заявления о возмещении ущерба, надеясь на то, что туроператор все же продолжит свою деятельность.

22 февраля журналисты получили приглашение на пресс-конференцию, где должна была выступить президент «Ланта-тур вояж» Людмила Пучкова. Пресс-конференция состоялась в Москве в понедельник, 27 февраля, однако среди выступающих Людмилы Пучковой не было.

По законам джунглей

Участники рынка считают, что руководство «Ланта –тур вояж» не предприняло адекватных мер, для того, чтобы помочь своим партнерам и клиентам. «27 января работа офиса была организована хаотично, люди толпились на морозе, было не понятно, когда они получат свои документы. Внутри офиса между сотрудниками не было должного распределения обязанностей. А вчера вице-президент «Ланты» просто вышла к сотрудникам компании и сказала, чтобы все расходились. В итоге не понятно, сколько «зависло» предоплаченных путевок, даты заезда по которым еще не наступили. Никто не знает», — сообщает на условиях анонимности источник BFM.ru в отрасли .

Распоряжение Владимира Путина выдать кредит туроператору на рынке расценивают как беспрецедентный случай. «Такого не было никогда, и я думаю, что руководство «Ланты» не рассчитывало на такую поддержку, — говорит собеседник BFM.ru. — Причем вряд ли такое повторится вновь, так как ясно, что это связано с предвыборной кампанией, с тем, что руководство страны захотело загасить истерику, которая возникла в СМИ по поводу туристов, застрявших в отелях, права которых нарушались».

По оценкам экспертов, в настоящее время многие российские туристические фирмы находятся в группе риска. Причина у всех разные. Крупные — потому что зависимы от спроса; а законодательство совершенно не регулирует рынок, он живет по диким законам джунглей. Средние — потому что сильно отстают в технологиях. Кроме того, в какой-то момент компании зачастую теряют контроль над своим оборотом: они даже толком не понимают, сколько они заработали, какой у них минус. Связано это с тем, что во многих компаниях вопросы управления финансами вообще не решается, резюмируют наблюдатели.

Все на нервах

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, «сейчас на туристическом рынке очень нервная обстановка». «Это связано с банкротством крупнейших туроператоров, которые отличались высокой степенью надежности. При этом не только туристы интересуются надежностью компаний, нервничают и агентства», — рассказала она на пресс-конференции 27 февраля.

Ирина Тюрина считает, что в связи со сложившейся ситуацией необходимо принять ряд мер, в том числе, по совершенствованию законодательства. В первую очередь, по ее словам, необходимо проводить антидемпинговую политику. «Сейчас на рынке царствует демпинг. Более 40% туров продаются ниже себестоимости, и это развращает рынок, потому что туристы, как правило, ищут что подешевле. Находя совсем дешевое предложение, они понимают, что рискуют потерять деньги, тем не менее, решающим фактором для туристов остается цена», — отметила пресс-секретарь РСТ.

У представителей туриндустрии есть претензии к авиапервозчикам. «Мы полагаем, что авиакомпании заняли диктаторскую позицию по отношению к туроператорам и не дают возможности им варьировать предложения на рынке, чтобы минимизировать свои потери», — пояснила Ирина Тюрина.

Действительно в ситуациях, когда в странах случаются политические беспорядки, стихийные бедствия, эпидемии, спрос на перелет по «тревожным» направлениям резко падает. И в этой ситуации, по словам Тюриной, туроператоры не имеют возможности корректировать свои перевозки, поскольку авиакомпании не дают им такой возможности: «Если перевозчик начнет отказываться от программы, он потеряет депозит, внесенный туроператором. А если он будет продолжать выполнять программу и отправлять пустые самолеты, у него все будет в порядке. В итоге туроператор проигрывает, а авиакомпания в любом случае свои деньги получает».

Рекомендуем:

  • Фотоистории