16+
Четверг, 17 августа 2017
  • BRENT $ 50.17 / ₽ 2977
  • RTS1031.94
7 марта 2012, 17:41

А. Силуанов: Отток капитала в этом году должен существенно сократиться

Лента новостей

Об инфляции, курсе рубля, оттоке капитала – министр финансов России Антон Силуанов – в эксклюзивном интервью Business FM

Об инфляции, курсе рубля, оттоке капитала – министр финансов России Антон Силуанов – в эксклюзивном интервью Business FM. (Эфир от 21.02.12).


BusinessFM: Мы в начале года наблюдаем очень ретивое, мощное укрепление рубля, и почему-то очень многие считают, что как-то это связано с выборами, опасаются, что что-то может после выборов измениться. Как на самом деле?

Силуанов: на самом деле, укрепление рубля никак не связано с выборами. Это связано с денежной кредитной политикой, которая формируется, исходя из нескольких факторов. В первую очередь - это состояние платежного баланса. Оно характеризуется перетоками валют в страну или из нее, тем, насколько сбалансирован счет текущих операций, который зависит от цены на нефть, газ, на другие услуги. Поэтому, если мы видим, что утекают наши капиталы, видим, что мировые цены на нефть и на нефтепродукты падают, то ЦБ для того, чтобы сбалансировать эту конструкцию, приходится тратить золотовалютные резервы и наоборот. В начале года мы видим высокие цены на нефть, благодаря которым валютная выручка активно притекает в нашу экономику, а ЦБ, покупая валюту, несколько укрепляет курс рубля. Поэтому говорить о том, что девальвация или укрепление рубля связано с какими-то политическими событиями абсолютно неверно.

BusinessFM: Сейчас мы на самом деле знаем, что сальдо экспортно-импортных операций, действительно в пользу России, но есть другой фактор, который очень сильно сказывался в течение прошлого года - это отток капитала. А какой прогноз на год, с учетом обоих факторов?

Силуанов: Мы считаем, что отток капитала в этом году должен сократиться, причем существенно. Рассчитываем, что он должен сократиться в два и более раза.

BusinessFM: Если говорить об инфляции, низкие показатели инфляции прошлого года некоторые связывали, в том числе, просто с очень хорошим урожаем, который понизил продуктовую составляющую цен, но не с макроэкономическими достижениями в целом. Какие будут темпы в этом году и в следующем?

Силуанов: Мы надеемся на то, что инфляция в этом году будет не выше, чем в прошлом. И связана низкая инфляция в прошлом году не только с хорошим урожаем, но в первую очередь с проведением ответственной бюджетной политики. В прошлом году вместо дефицита 3,6% ВВП федеральный бюджет исполнен с профицитом 0,8% ВВП. То есть, мы большую часть сверхдоходов, полученную в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, не направляли на расходы бюджета и, тем самым, не увеличивали денежное предложение, а сберегали. Из дополнительных доходов всего около 10% потратили на дополнительные расходы. Что касается текущего года, то происходит существенное снижение темпов инфляции по сравнению с прошлым годом. Если в прошлом году за январь-март инфляция составила около 3,2%, то в этом году около 1%. Да, действительно, мы в этом году перенесли срок повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, тарифов на услуги естественных монополий на июль месяц. Это было сделано правильно. Почему? Потому что, как правило, в начале года навес денежной массы, который возникает в связи с большим финансированием из бюджетов всех уровней в декабре, воздействует на январскую инфляцию, а рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на другие тарифы естественных монополий только подгоняет инфляцию в январе. Поэтому январская инфляцию всегда была самой высокой в году. Сейчас мы разнесли два этих события по времени, что очень положительно скажется на годовой инфляции. Поэтому у нас есть все основания говорить о том, что в текущем году сохранятся такие же низкие темпы инфляции, начало которым положено было в прошлом году.

BusinessFM: Сейчас самым обсуждаемым термином стал "налоговый маневр" и "бюджетный маневр". Многие до сих пор, кстати, предполагали, что за словами "налоговый маневр" все-таки стоит фактическое повышение налогов. Вы сейчас уже сказали, что надеетесь и считаете возможным провести этот налоговый маневр, не повышая ставок действующих налогов. Но расходы, все-таки, мы знаем, будут расти. Значит, как этот налоговый и бюджетный маневр в ваших глазах выглядит сейчас?

Силуанов: Мне кажется, что мы должны говорить больше о бюджетном маневре, имея в виду, что инициативы, озвученные Председателем правительства по поддержке отдельных направлений в сфере образования, здравоохранения, должны реализовываться за счет перераспределения средств внутри этих же направлений расходования. Поскольку мы видим, что, зачастую, бюджетные средства тратятся неэффективно, есть резервы в оптимизации бюджетных ресурсов - повышение адресности социальной поддержки, переход на 83-й закон, который перестраивает взаимоотношения государства с бюджетными учреждениями с простого финансирования через сметы учреждения на заказ услуги и финансирование этой услуги, что позволит более эффективно подойти к использованию бюджетных средств, а значит, и экономии бюджетных ресурсов. Поэтому мы не рассматриваем налоги как инструмент для закрытия новых бюджетных потребностей. Бюджетные потребности должны, в первую очередь, закрываться повышением эффективности уже выделенных государственных ресурсов. И, соответственно, налоговое бремя не должно повышаться, потому что, в результате, мы снижаем конкурентоспособность нашей экономики, а значит, можем не достигнуть необходимых темпов экономического роста. Поэтому увеличение налогового бремени - неправильный путь.

BusinessFM: Ну, собственно, Министерство финансов и Минэкономразвития, экономический блок правительства уже выступил с собственным предложением не повышать до 34% ЕСН - взносы в социальные фонды. Что привело вас к этому решению, совместному, и является ли оно на данный момент окончательным? Или это пока предмет для дискуссии?

Силуанов: Да, действительно, мы вместе с Минэкономразвития имеем одну позицию о том, чтобы не увеличивать в 2014 году ставку страховых взносов с 30 до 34%. Мы видим, что решение это привело к тому, что часть Фонда оплаты труда перешла в серые схемы.

BusinessFM: Это уже выражается в каких-то цифрах?

Силуанов: Да, конечно. У нас произошло снижение доли налога на доходы физических лиц, как доли ВВП на 0,3-процентных пункта. А доля в ВВП повышенных страховых взносов в 2011 году всего не намного выше, чем уровень страховых взносов, который мы собирали в 2009 году. Поэтому мы считаем, что необходимо провести настройку пенсионной системы таким образом, чтобы размер страховых взносов, который сегодня сложился, не повышался в дальнейшем.

BusinessFM: В то же время рассматривается вопрос, причем он рассматривается очень давно, и для всех, кто об этом слышал, он представляет огромный интерес, даже для владельцев квартир. Я даже говорю не о налоге на роскошь, как таковом, об этом кое-что уже сказано, а просто о налоге на имущество. Идет ли речь идет о том, что он начнет играть все-таки какую-то большую роль в доходной базе?

Силуанов: Да, через механизм взимания налога на имущество может осуществляться взимание налога на богатых, о чем мы сейчас говорили, потому что повышенными налогами могут облагаться такие имущественные комплексы, как большие дома, дорогие дома, яхты, самолеты и т.д. Поэтому через налог на имущество, а также через транспортный налог на дорогие автомобили, автомобили класса люкс, можно было бы изымать сверхдоходы у богатых людей, имеющих возможность позволить себе такого рода имущество.

BusinessFM: Как известно, кадастра недвижимости нет до сих пор, и в то же время говорят о том, что этот налог может вступить в силу уже через год, с 2013 года. Это реально создать за это время, причем, как-то защитить людей? Например, пожилых москвичей, которые владеют дорогими квартирами в центре Москвы, сами, безусловно, не являясь богатыми людьми.

Силуанов: Кадастр недвижимости и земельный кадастр должен быть полностью создан в 12 году с тем, чтобы у нас были основания для введения налога на недвижимость, начиная уже с 13 года. Это должно быть сделано нашими соответствующими органами, ответственными за такую работу. В отношении пожилых людей будет разработан особый порядок взимания налога, согласно которому владельцы больших квартир, являющиеся малоимущими гражданами, не должны почувствовать увеличение налогового бремени.

Бизнес ФМ: Слово бюджетный маневр, короче говоря, для Вас означает, что нужно как-то увеличить расходы по отдельным статьям, но при этом, как полагает Минфин, не повышая налоги. Речь шла об изменениях в финансировании, в дотациях ЖКХ. Вот, как все это будет происходить, и на кого, собственно, могут быть переложены какие-то расходы бюджетные здесь?

Силуанов: Нет, я здесь особо никаких новаций не открою. Речь идет о том, что у нас большие объемы средств, в первую очередь бюджетов регионов, тратятся на дотации предприятиям ЖКК. В связи с тем, что уровень тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг не соответствует ценам, по которым предприятиями коммунального хозяйства покупается сырье для производства тепла, энергии и т.д. Предприятия ЖКК несут убытки, и государство в лице регионов их дотирует. Более правильно было бы дотировать тех граждан, которые являются малоимущими, у которых доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в доходах семьи превышает 22%. Есть такой федеральный стандарт. Поэтому логика заключается в том, что богатые граждане могут самостоятельно оплачивать жилищно-коммунальные услуги, исходя из тарифов, сформированных на основании рыночных цен. А граждане, которые являются малоимущими, у которых собственных доходов недостаточно для того, чтобы оплатить жилищно-коммунальные услуги, должны получать помощь от государства.

BusinessFM: То есть это позволит сэкономить?

Силуанов: Перенаправление средств от дотирования предприятий ЖКК к оказанию поддержки гражданам, и есть маневр в сфере жилищно-коммунального хозяйства, который должны осуществить субъекты РФ.

BusinessFM: То есть это позволит сэкономить средства субъектов федераций бюджетов, и направить их на другие цели?

Силуанов: Безусловно.

BusinessFM: Это большие средства?

Силуанов: Где-то около 100 миллиардов.

BusinessFM: То есть это значительная сумма для них.

BusinessFM: Антон Германович, вы всю жизнь работаете в Министерстве финансов, и сейчас заняли высший пост в этой структуре, очень важный. Скажите, а что изменилось вот лично для вас с тех пор, как вы перестали быть заместителем, стали министром? Может быть, вы раньше на работу приезжаете? Может быть, позже уезжаете? Может быть, с другими людьми говорите, а с какими-то перестали говорить?

Силуанов: Конечно, график работы изменился, он стал более напряженным, более насыщенным. Появилось очень много встреч, совещаний, поездок в регионы с руководством страны. К таким совещаниям нужно серьезно готовиться, чтобы позиция Минфина на этих совещаниях была взвешена, проработана. Это занимает достаточно много времени с тем, чтобы объективно подойти к различным вопросам, в том числе по налоговому или бюджетному маневру. Нужно взвесить все "за" и "против", выслушать экспертное мнение, проанализировать последствия для финансово-экономической политики государства. Поэтому от позиции Минфина во многом зависит, какие решения в области стратегии и тактики финансовой политики будут приняты, а это очень серьезно и требует много времени для выработки таких решений.

BusinessFM: Алексей Кудрин говорит, что практически со всеми сторонами Минфина, со всеми сторонами бюджета имели дело в процессе работы предыдущей.

Силуанов: Действительно, по ходу работы в Минфине приходилось сталкиваться и с подготовкой бюджета, и с анализом макроэкономики, и с денежно-кредитными направлениями, курировать межбюджетные отношения, и расходы на силовой блок. Поэтому мне хорошо знакомы порядок работы в министерстве и логика минфиновского мышления. При формировании позиции Минфина мы всегда собираемся нашим коллективом, обсуждаем и принимаем профессиональное решение. Надо отдать должное, что заместители министра и руководители департаментов очень квалифицированные и ответственные люди. Я благодарен им за оказываемую поддержку.

BusinessFM: Спасибо.

Business FM

Рекомендуем:

  • Фотоистории