16+
Суббота, 2 ноября 2024
  • BRENT $ 72.94 / ₽ 7107
  • RTS832.40
23 марта 2012, 13:32 ОбществоТехнологии
В фокусе: Дельные книги

Должен ли руководитель трудиться в «окопах»

Лента новостей

Дизайнер в роли лидера? Это интересно! Когда в 2008 году Джон Маэда занял должность президента Род-Айлендской школы дизайна (RISD), ему пришлось быстро учиться быть лидером. Своим опытом он делится в книге «Редизайн лидерства»

Джон Маэда. Фото: AP
Джон Маэда. Фото: AP

Джон Маэда, профессор, человек творческой специальности, не признававший авторитеты и любивший свободу и эксперимент, оказался во главе иерархической организации и вынужден был методом проб и ошибок осваивать принципы руководства. Осознавая не только рамки творческого мышления, но и его возможности, Маэда старался вложить в новое дело максимум страсти, увлеченности и творческого подхода. Свежий взгляд и разносторонние знания помогли ему стать лидером новой формации, высоко ценящим эксперименты, честную критику и познание. Своим опытом он делится в новой книге «Редизайн лидерства», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер» и описывающей модель лидерства для будущих поколений.

Автор сводит воедино различные взгляды на лидерство и пытается взять на вооружение опыт художника и дизайнера, инженера и ученого, преподавателя и просто человека. Свежие идеи и нестандартный подход, предлагаемые Маэдой, пригодятся любому руководителю, независимо от сферы деятельности и опыта.

Вскоре после того, как Джон возглавил RISD, коллеги прозвали его «президентом с твитами». Если сначала Twitter, как и другие технологические средства, Джон воспринимал как «яркие игрушки, от которых невозможно отвести взгляд», то со временем он стал говорить о своих твитах как об «искусстве». И книга началась именно с этого — с просмотра 1200 сообщений длиной 140 знаков; каждое из которых как небольшое хайку было новым взглядом на лидерство или как минимум попыткой понять его. Твиты Джона используются в качестве заголовков разделов.

«Творческий лидер — тот, кто руководит, не боясь испачкаться, т.е. работает как художник, чьи руки в буквальном смысле испачканы краской», — пишет Маэда, отмечая, что творческий неукротимый дух приходится как нельзя кстати при столкновении с проблемами лидерства.

Художники не разделяют процесс созидания и процесс обдумывания решения — размышление и созидание протекают спонтанно и одновременно. В результате, принимаясь за проект, художник, как правило, ничего не планирует заранее. Он просто берется за дело, в процессе постепенно собирая информацию, на основании которой принимает решение о дальнейших действиях. Его подкрепляет вера в свою способность выбирать правильный курс и импровизировать по ходу дела.

Вопрос о «правильности действий» для художника связан не с логическим выбором из имеющихся вариантов, а с ощущением того, что верно в данный момент.

«Для меня как президента RISD единственный способ прочувствовать нужный момент или контекст — полностью погрузиться в дело и попытаться понять жизнь RISD, — вспоминает Маэда. — Поэтому я влезал во все: работал на раздаче в кафетерии, носил багаж студентов-новичков, готовил завтрак для преподавательского состава, разносил пончики службе охраны кампуса. Некоторые критиковали мои действия как «недостойные президента», в то время как другие с одобрением смотрели, как их руководитель трудится в окопах».

Однако применительно к лидеру слова «практичный и эмоционально вовлеченный» характеризуют его как неприятного, нерационального человека, контролирующего каждый шаг своих подчиненных.

Главная проблема, стоящая перед лидером-практиком, — установить баланс между практикой и стремлением руководить; в противном случае призрак мелочного менеджмента обретет вполне реальное воплощение. В этом и состоит проблема. Если ваши руки слишком запачкались, значит, вы выполняете работу за своих подчиненных.

Художники полагаются на свою интуицию гораздо больше, чем люди, обладающие аналитическим умом. Аналитики раскладывают сложную задачу на части, решая ее шаг за шагом. Творческие люди пытаются приблизиться к решению гигантскими скачками, игнорируя любые ограничения. Но за поиском истины они порой совершенно упускают из виду решение. Но не боятся пропустить цель.

В конце концов, интуиция помогает справиться с неожиданностями, потому что вам не стоит бояться видеть возможности. Верьте, что можно совершить скачок и приземлиться на обе ноги. Творческие люди делают так постоянно. Они не страшатся неудач, но определенно не хотели бы выглядеть теми, кто жаждет достичь высот, но при этом слишком боится запачкать руки.

Технологии для общения

Несмотря на то, что технологии упрощают процесс коммуникации, они не улучшают нашу способность четко доносить до собеседников свои мысли. Технологии решают лишь часть проблемы — ту, которая связана с технической стороной передачи информации, но проблемы посерьезнее остаются. Чтобы компенсировать сенсорную депривацию текста, отсутствие эмоционального контекста, смысл послания должен быть предельно ясным.

«Могу сказать, что я сам предпочитаю отправлять электронное письмо только одному адресату, а не целой толпе, потому что письмо, написанное для конкретного человека, в отличие от «скрытых копий», дает ему понять, что он единственный в целом мире, с кем я в данный момент общаюсь, — пишет Маэда. — Возможно, это не самый эффективный способ распространения информации, однако недостаток эффективности, по моему мнению, компенсируется ясностью».

Кстати, эмотиконы (смайлики) — прекрасное средство борьбы с бездушностью рассылаемых нами электронных писем.

Необходимость в традиционных средствах коммуникации, таких, как собрание в муниципалитете или электронная рассылка по кампусу, время от времени возникает, но прямое личное общение Маэде представляется более эффективным и правильным.

«Сегодня я стараюсь минимизировать ведение блогов и рассылку электронных писем, к которым я так благоволил в начале президентства в RISD. Поскольку я не могу встретиться с каждым лично, то нередко прошу своих подчиненных распространять информацию по школе. Хотя такой способ сложнее и менее эффективен по сравнению с электронной почтой и сообщение в процессе передачи может измениться, оно все же передается с нужным контекстом и напрямую. В итоге трудная для понимания информация, сообщаемая знакомым человеком, воспринимается, как правило, лучше».

Маэда не обходит в своем размышлении и человеческий аспект лидерства, напоминая о важности этических принципов, смиренности, которой присуще благородство, умении приносить извинения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию