16+
Четверг, 24 июня 2021
  • BRENT $ 75.16 / ₽ 5429
  • RTS1664.94
14 апреля 2012, 17:25

Где куют ядерный щит России

Лента новостей

Белое море, Северодвинск. Заводы «Севмаш» и «Звездочка». Здесь создают и ремонтируют атомные подлодки — стратегическую основу российского военного флота. Фоторепортаж BFM.ru

Фото: Екатерина Тропова/BFM.ru
Фото: Екатерина Тропова/BFM.ru

Судостроительный завод «Севмаш» и судоремонтное предприятие «Звёздочка» расположены в дельте Северной Двины на берегу Белого моря. Заводские тайны со стороны суши надёжно скрывают от посторонних глаз бетонные заборы с колючей проволокой и сплошные кирпичные стены. Но с воды, а точнее — с моста, соединяющего предприятия, хорошо просматриваются производственные корпуса, причалы, достроечные набережные и пришвартованные судна. На территорию можно попасть только по заявке и исключительно с паспортом. Причем документы проверяют и при въезде, и при выезде — как и положено на режимном предприятии.

Бухта, вид на «Севмаш». Фото: Екатерина Тропова/BFM.ru

На территории нельзя фотографировать и вести диктофонную запись, даже в музее «Севмаша». На вопрос о том, известны ли прецеденты, когда диктофонная запись экскурсии по музею предприятия ставила под угрозу национальную безопасность, сотрудники уверенно отвечают: «Конечно!» Подробностей, правда, не приводят — опять же сказывается секретность.

Экспонаты музея в основном повествуют об истории предприятия и о его заслугах. Фотографии первых строителей, их жилья, приказы НКВД, фронтовые письма сотрудников. Значительная часть экспозиции — модели кораблей и подводных лодок, которые собирались и собираются на заводе: от небольших автомобильных паромов до АПЛ, составляющих основу нашего ядерного флота.

Когда разговор заходит о новых поколениях подлодок, экскурсовод спешно показывает фотографии подъёма Курска, погибших там моряков и их семей. В память о трагедии в музее бьют в колокол, аналогичный тому, что был на затонувшей подлодке. Единственное, что с отдельного разрешения ответственного за безопасность разрешили сфотографировать –- модель Николо-Корельского монастыря, на месте которого и началось строительство завода.

Кстати, монастырь, в то время закрытый, теперь снова действует. По четвергам там проходит служба для верующих сотрудников предприятия. Его небольшие сине-желтые купола резко выделяются на фоне гигантских производственных корпусов и горы угля возле местной ТЭЦ. Но простым смертным в монастырь вход заказан — на него тоже распространяется режим секретности.

Современный вид Николо-Корельского монастыря, на месте которого в свое время началось строительство завода. Фото: nikolo-korel.ru

Отдельная витрина в музее посвящена русско-индийской военной дружбе: там собраны подарки от представителей делегаций. Почетным гостям из Индии, кроме того, отведён отдельный стенд в фотогалерее. А на соседнем — знатные люди России: президент Дмитрий Медведев, патриарх Кирилл и Владимир Путин (он тут и как президент, и как премьер, и даже как поводник) — все они в разное время побывали на заводе. Есть тут и советские лидеры. Дальше музея экскурсантов не пустили, даже на те объекты, которые были открыты ещё летом. Официальных причин запрета не называют — снова режим. По сему в кулуарах можно услышать любые предположения, вплоть до радиационной угрозы. Между собой посетители шутят: степень секретности на заводе такая, что даже урну у входа завалили снегом, чтобы не видно было, какие сигареты курят сотрудники.

Вдоль автомобильной дороги к заводу вместо рекламы — плакаты, славящие ядерный щит России. На обращённой к дороге стене производственного корпуса — огромное металлическое панно, к чему-то призывающее пролетариат. К чему, разглядеть сложно — буквы заржавели.

Основные ремонтные цеха находятся на «Звездочке», до нее добираемся по мосту над Северной Двиной. Режим секретности и здесь тоже соблюдается строго, но завесу тайны ремонта подводных лодок всё-таки приоткрыли. Перед началом экскурсии предлагают выпить чаю: «как-никак, ядерный объект». Никаких иных мер безопасности не предпринимают, в цеха и ремонтные доки пускают без каски и очков.

В огромном доке на модернизации находятся две атомные подлодки. Возле одной, типа 667 БДРМ, разрешают остановиться, чтобы подробнее осмотреть сложнейшее сооружение. По данным открытых источников, подводные лодки этого проекта имеют длину 167 метров, шириной они в 12 метров. Водоизмещение — примерно 12 тысяч тонн. Лодка способна погружаться на глубину до 400 м, и набирать крейсерскую скорость под водой до 24 узлов (почти 45 км в час). В экипаже 140 человек. Чтобы «загнать» лодку в ремонтный цех или вывезти оттуда, ее сначала ставят в этот док. Док заливают водой, туда заходит лодка, на тросах ее подтягивают ближе к краю (чтобы помещались две одновременно). В док проложена железнодорожная ветка. По ней подгоняют специальные платформы, на которых закрепляют лодку, чтобы ввезти в крытый цех или вывезти оттуда.

Экскурсию по предприятию проводит бывший гендиректор «Звёздочки», а ныне директор Северодвинского филиала Северного арктического федерального университета Николай Калистратов. По его словам, на АПЛ сейчас есть всё, кроме оружия, реактор на месте. Однако выяснить, какой проводили ремонт и когда он закончится, не удаётся. Калистратов только говорит, что текущая стадия завершится примерно через месяц.

О социально-бытовой стороне жизни внутри гигантской лодки он также предпочитает не рассказывать. Удаётся только узнать, что «кормят хорошо: дают мёд, варенье и молдавское каберне». «Даже англичане, — говорит Калистратов, — для своих подводников закупают молдавское каберне».

Вывеска судоремонтного завода «Звездочка». Фото: Екатерина Тропова/BFM.ru

После дока разрешают осмотреть цех, где на ремонте и модернизации находятся дизель-электрические лодки. Сейчас их там три, одна из них — индийская. О работе цеха охотно рассказывает заместитель начальника отдела экспортных заказов «Звёздочки» Сергей Кокурин. Говорит, флоту надо чаще пользоваться услугами «Звёздочки», некоторые лодки давно уже нуждаются в ремонте. А предприятие нуждается в заказах. Сейчас, например, цех готов принять ещё 4 подлодки. Что касается индийских партнёров, от них с 1997 года поступило 5 заказов. Других заказов из-за рубежа пока не было.

Сейчас индийская подлодка в строительных лесах — её не разглядеть. Зато хорошо видна российская. К её рубке прислонена не то табличка, не то деталь, помеченная надписью: «Рома В… (далее не для печати)».

Помимо ремонта подводных и надводных судов, «Звёздочка» занимается огранкой алмазов и собирает мебель для дома и офиса. Сами алмазы тоже добывают в Архангельской области. Месторождение Ломоносова находится в сотне километров от Северодвинска.

«Севмаш» и «Звёздочка» обеспечивают основное количество рабочих мест для горожан, поэтому кораблестроителей в Северодвинске воспитывают с детства. Здесь работает центр детского творчества, где собирают модели плавсредств. Юные корабелы испытывают свои творения в огромной луже перед входом.

ОАО «Производственное объединение «Севмаш» (входит в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») — крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией, превышающей 300 га, объединяет в своей структуре более 100 подразделений. Предприятие располагает крупнейшими в России стапельными местами в крытых эллингах общей площадью более 100 тысяч кв. метров. «Севмаш» — градообразующее предприятие для Северодвинска. Там работает более 25 тысяч человек. Официальной датой начала производственной деятельности считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора «Советская Белоруссия». Закладка первой торпедной атомной подводной лодки состоялась 24 сентября 1955 года. Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в середине 1970-х годов была проведена крупнейшая реконструкция предприятия. Для постройки АПЛ третьего поколения производственные мощности «Севмаша» были удвоены. Всего «Севмаш» сдал Военно-Морскому Флоту 128 атомных подводных лодок.

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» — ведущая судоремонтная верфь России. В составе предприятия судоремонтные заводы на Белом, Баренцевом, Каспийском и Черном морях, имеются филиалы и представительства на территории России и за ее пределами. Решение о строительстве предприятия было принято Советом Министров СССР 9 июля 1946 года. С начала производственной деятельности на «Звездочке» выполнены ремонт и переоборудование 120 подводных лодок, из которых 85 — атомных. Также отремонтированы 87 надводных кораблей ВМФ и гражданских судов (в том числе ледоколы, научно-исследовательские, гидрографические суда, траулеры, танкеры, пароходы, буксиры и другие). Построено 240 судов, плавсредств и сооружений, в том числе плавучие причалы, плавучий док, плавучие мастерские, понтонный мост через реку Печора, 12 корпусов портовых буксиров для иностранного заказчика

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию