16+
Вторник, 21 ноября 2017
  • BRENT $ 62.43 / ₽ 3693
  • RTS1147.61
19 апреля 2012, 09:56 КультураФинансыОбщество
Спецпроект: Месяц Англии

Christie's продаст в Лондоне немного России

Лента новостей

Christie's отметил 15-летие выставочной деятельности в России предаукционным показом в Москве шедевров мировой живописи последних четырех веков. Полотна русских мастеров уйдут с торгов в конце мая в Лондоне, который манит все больше российских и ближневосточных покупателей

Аукционный дом Christie’s показал в Москве топ-лоты будущих майских торгов в Лондоне. Фото предоставлено пресс-службой Christie’s
Аукционный дом Christie’s показал в Москве топ-лоты будущих майских торгов в Лондоне. Фото предоставлено пресс-службой Christie’s

С 1997 года, когда Christie’s провела в Кремле первую выставку избранных работ импрессионистов, аукционный дом организовал в России 16 специальных экспозиций. Площадки были всё сплошь премиальные: Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Третьяковская галерея, Дом Пашкова, Особняк Спиридонова, ГУМ.

Приуроченный к 15-летию Christie’s в России показ прошел в историческом Доме-музее Муравьева-Апостола на Старой Басманной. Гостей приветствовал наследник рода Кристофер Муравьев-Апостол.

Список экспонатов возглавило полотно кисти Рембрандта «Поясной портрет военного в горжете и шляпе». Импрессионизм и модернизм были представлены Анри Матиссом, Пабло Пикассо и Сальвадором Дали. Из современных культовых авторов в Москве выставили Роя Лихтенштейна, Герхарда Рихтера и Дэмиена Херста. Участвовали в экспозиции и несколько будущих лотов русских торгов Christie’s: два полотна Ивана Айвазовского «В поисках уцелевших» и «Воловья телега, пересекающая затопленную равнину», а также знаковый «Испанский пейзаж» Петра Кончаловского.

«Если говорить о самых перспективных лотах на предстоящих русских торгах в Лондоне 28 мая, то помимо произведений Ивана Айвазовского «Воловья телега» (эстимейт — 400-600 тысяч фунтов), «В поисках уцелевших» (эстимейт — 250-350 тысяч) и Петра Кончаловского «Испанский пейзаж» (600-800 тысяч фунтов), представленных на выставке в особняке Муравьева-Апостола, будет еще впечатляющая работа Льва Бакста «Желтая султанша» с эстимейтом 350-450 тысяч фунтов. Я полагаю, это будет очень успешный лот. На торги также выставлено великолепное полотно Зинаиды Серебряковой «Лежащая обнаженная». Его эстимейт 0,8-1,2 млн», — рассказала в интервью BFM.ru Сара Мэнсфилд, директор департамента русского искусства Christie’s в Лондоне.

По сравнению с современным европейским искусством или живописью старых мастеров, рынок русского искусства пока занимает небольшую нишу, но он достаточно активный и имеет хороший потенциал. «Мы должны находить качественные работы, высокого уровня исполнения, при этом важное значение имеет и провенанс — история владения и происхождение лота. И когда речь идет о менее емком рынке, где меньше имен, среди которых можно выбирать, по сравнению, например, с европейским искусством XIX-XX веков, то понятно, что достаточно трудно находить топовые предложения, — поясняет Мэнсфилд. — Среди российских художников есть отдельные имена XIX и XX веков, имеющие большой потенциал на торгах. Два из них были представлены на выставке в Москве — это Айвазовский и Кончаловский. Разумеется, стоит назвать и авангардистов: Гончарова, Машков, Ларионов. Таким образом, есть целый ряд художников в высшем сегменте, которые могут получать предложения свыше 1 млн фунтов стерлингов».


Сара Мэнсфилд, директор департамента русского искусства Christie’s в Лондоне. Фото предоставлено пресс-службой Christie’s

Рекордным лотом среди российских художников стало полотно «Испанка» Натальи Гончаровой, за которое на аукционе Christie’s в 2010 году было выручено более шести млн фунтов стерлингов. В 2007 году на торгах Christie’s почти за 3,5 млн фунтов была продана картина Константина Сомова «Радуга».

Говоря о потенциальных покупателях русских лотов, Мэнсфилд отмечает, что все зависит от ценового уровня: «В высшем сегменте много русскоговорящих коллекционеров из России, Украины, Грузии, Армении. В менее дорогих сегментах также много европейцев и американцев, их также заметно больше в сегменте искусства нонконформистов. В целом круг потенциальных покупателей достаточно широк», — говорит Сара Мэнсфилд.

Первые русские торги дом Christie’s организовал в Женеве в начале 1970-х. В Лондоне они проводятся уже около 30 лет, и активность на этих торгах, в том числе, со стороны покупателей из Москвы и Петербурга, традиционно высокая. «Я провожу большую часть времени в поисках лотов и могу сказать, что мы находим их по всему миру. Российское искусство в значительной мере следовало по пути российской эмиграции на протяжении последних 200 лет, то есть охват действительно международный, — рассказывает Мэнсфилд. — На ближайшие аукционы у нас выставлены русские лоты из Австралии, Латинской Америки, Великобритании, Германии, Франции. Многие знаковые произведения возвращаются обратно в Россию. Предложение ограничено, но потенциал у рынка огромный».

Искусство как инвестиция

Представленная на показе в Москве работа Пикассо «Отдых» в 1993 году была продана на торгах Christie’s за 125 тысяч долларов. Сейчас ее стартовая цена — 5-7 млн долларов. Искусство XX века остается самым востребованным и дорогим на рынке. Так, в 2010 году картина того же Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст» ушла примерно за 106,5 млн долларов — это полотно остается самым дорогим лотом в истории аукционов за все время.

«Все больше коллекционеров инвестируют в свои собрания. И все больше бизнесменов рассматривают искусство как очень перспективную составляющую своих инвестиций. Возможно, это лишь небольшая часть их портфеля, поскольку с такими вложениями тоже связаны определенные риски, но в более долгосрочной перспективе они могут быть очень прибыльными», — сообщил BFM.ru управляющий директор Christie’s Россия Мэтью Стивенсон.

Мэтью Стивенсон, управляющий директор Christie’s Россия. Фото предоставлено пресс-службой Christie’s

Приоритеты рынка меняются довольно быстро. Если 20-30 лет назад по стоимости и объему торгов на первом месте стояли картины старых мастеров, то в 1960-1970-ые годы лидерами стали полотна импрессионистов и модернистов, эти работы значительно подорожали. «Сегодня, — говорит Мэтью Стивенсон — на торгах Christie’s на высокие позиции выходит искусство стран Азии, что отражает взрывной рост спроса со стороны китайских покупателей, приобретающих как работы классических китайских авторов, так и современные произведения».

Неслучайно одной из самых активных площадок в Christie’s сейчас называют Гонконг, где аукционный дом присутствует там уже 30 лет. По словам Стивенсона, по объему торгов эта азиатская площадка обошла Париж, по итогам 2011 года замкнув тройку лидеров. Первые два места — у Нью-Йорка (выручка — 1,9 млрд долларов), Лондон (1,4 млрд). В Гонконге по итогам года наторговали на 835,7 млн долларов. Суммарный объем продаж британского аукционного дома по итогам прошлого года достиг 5,7 млрд долларов.

Что до Лондона, то он, по словам Стивенсона, все ближе подбирается к Нью-Йорку. Например, в феврале в столице Великобритании за рекордные $30 млн с молотка ушла монументальная работа скульптора Генри Мура «Лежащая фигура: Фестиваль». «10 лет назад мы выставили бы ее на торги в Нью-Йорке, а сегодня для нее площадкой стал Лондон, потому что он в центре внимания покупателей, в том числе российских и ближневосточных», — отмечает Стивенсон.

Рекомендуем:

  • Фотоистории