16+
Вторник, 11 декабря 2018
  • BRENT $ 60.21 / ₽ 4012
  • RTS1136.50
3 мая 2012, 09:15 НедвижимостьПолитика

Судьбу «Большого Парижа» решат выборы

Лента новостей

Застройка современного делового района Ла-Дефанс во Франции замедлилась в период финансового кризиса в Европе. Многие проекты затормозили, в то же время, по оценкам аналитиков, новые площади были бы востребованы

Фото: Phil Beard/flickr.com
Фото: Phil Beard/flickr.com

Интерес к прогрессу делового района Ла-Дефанс во Франции обусловлен, в частности, тем, что преобразование этой территории стало одной из важнейших составляющих планов «Большого Парижа», о которых вскоре после своего избрания в 2007 году объявил президент Николя Саркози, возглавлявший управление по благоустройству Ла-Дефанса (Epadesa) в середине 2000-х.

В районе была начата работа по модернизации транспорта, но идею Большого Парижа «тормозит» экономический кризис в Европе, поскольку проекты застройки очень капиталоемкие и труднореализуемые. Неясно еще и то, насколько «тепло» отнесся бы к развитию Ла-Дефанса Франсуа Олланд в случае прихода к власти, комментирует The Wall Street Journal.

Второй тур президентских выборов во Франции состоится в это воскресенье 6 мая.

Стоит отметить, что это не первый сложный период в истории Ла-Дефанса. Строительство района началось в 1955 году, первое офисное здание было открыто тремя годами позднее. За более чем полвека своего существования Ла-Дефанс переживал стремительные взлеты и падения. Так, во время нефтяного кризиса 1973 года проект строительства делового центра был приостановлен. Стройка возобновилось только через пять лет.

Очередным испытанием стал мировой финансовый кризис. Как раз за год до его начала руководство EPADESA торжественно объявило о новой эре делового центра Парижа. Но финансовые проблемы в Европе создают дополнительные сложности для застройщиков в реализации проектов новых высоток.

Сегодня привлечь финансирование трудно, активность рынка аренды заметно снижается, в частности, некоторые наниматели опасаются, что переезд в сияющие офисные центры из стекла и бетона в кризисные времена может быть воспринят негативно.

В 2011 году в аренду в Ла-Дефанс было сдано 108 634 кв. метра площадей — это на 26% меньше, чем в 2010 году, а по сравнению с 2008 годом сокращение уже более чем двукратное. Такую статистику приводит The Wall Street Journal со ссылкой на Cushman & Wakefield. Доля пустующих площадей составила 7,1% против 8% в 2010 и 3,8% в 2008 году.

Сегодня Ла-Дефанс — это более 100 зданий и около 3,2 млн кв метров офисных площадей. Каждый будний день сюда на работу приезжают 160 тысяч человек. Здесь находятся офисы почти трети ведущих французских компаний — «голубых фишек» из индекса CAC 40. Но в градостроительных учреждениях считают, что для процветания в будущем Ла-Дефанс должен стать также и жилым районом. Хотя здесь проживают около 20 тысяч человек, в выходные и по ночам район кажется опустевшим, пишет The Wall Street Journal.

Стимулы для строительства новых офисных площадей будут отчасти зависеть от роста арендной платы. Ставки аренды в этом районе в 2011 году оставались почти неизменными на уровне 576 евро за кв. метр, это очень выгодно по сравнению с 800 евро в центре Парижа, отмечает The Wall Street Journal. В то же время при оценке перспектив нового строительства надо учитывать еще и то, что несколько проектов продолжаются, несмотря на кризис, и будут завершены в этом и следующем году. По оценкам Green Street Advisors, за три-четыре года добавится около 250 тысяч кв. метров новых площадей.

Некоторые отраслевые эксперты говорят, что спрос на эти площади будет, и приводят в пример недавние крупные сделки: так, почти половину одной из башен в Ла-Дефанс занял штат французского подразделения международной консалтинговой компании Ernst & Young.

Другие отмечают, что все более серьезную конкуренцию Ла-Дефанс составляют малоэтажные корпоративные офисные комплексы («кампусы»), которые для многих нанимателей более предпочтительны. Многих французских директоров сейчас беспокоят и вопросы имиджа: в период экономии никто не хочет переезжать в высококлассную офисную недвижимость.

Эксперты отмечают, что с трудностями сталкиваются и другие масштабные стройки в Европе. Замедлилась застройка лондонского делового центра Канари-Уорф, где в полном масштабе реализуется лишь один новый офисный проект, пишет The Wall Street Journal.

В то же время те проекты, которые еще как-то продвигаются в условиях спада, сталкиваются с одной из самых привычных проблем в плотно населенных городах: противодействием местного сообщества. Например, обитатели уже возведенных высоток опасаются, что после строительства новых небоскребов окажутся в тени, жалуются на шум и пыль от новых строек, опасаются колебаний грунта.

Одним из погрязших в согласованиях проектов является 296-метровой башни Phare крупнейшего в Европе застройщика коммерческой недвижимости Unibail-Rodamco.

Unibail-Rodamco предложили проект Phare в 2006 году, закончить его предполагалось к 2012 году. Но возникли трудности.

Атаку на Phare ведет Жак Коссовски, мэр Курбевуа, одного из трех муниципалитетов, на территории которых строится Ла-Дефанс. Коссовски потребовал от Unibail новых проектов взамен пешеходного моста, который соединяет Ла-Дефанс с жилым районом и который должен быть демонтирован перед началом работ по проекту Phare. «Пока наши требования не будут удовлетворены, Курбевуа не даст разрешения на снос моста», — говорил Коссовски.

Представитель Unibail сообщил The Wall Street Journal, что теперь башню надеются возвести к 2017 году, а на вопрос о пешеходном мосте не стал давать комментариев.

Довольно долгим был процесс согласования проекта комплекса «русских небоскребов» Ла-Дефанс — комплекса Hermitage Plaza («Эрмитаж Плаза»).

Проект комплекса из двух зданий был разработан британским архитектором Норманом Фостером. Недавно сообщалось, что группа Hermitage получила окончательное разрешение на строительство многофункционального комплекса Hermitage Plaza, рассказал владелец группы Эмин Искендеров. Согласованный проект «русских» небоскребов стал немного ниже — 320 метров вместо начальных 323 метров. Для сравнения, высота Эйфелевой башни — 324 метра. По словам Искендерова, на получение разрешений потребовалось пять лет, документы прошли согласование в 35 ведомствах.

Как сообщалось ранее, по оценкам Искендерова, объем инвестиций в проект составит 2 млрд евро, из них уже потрачено 200 млн евро, еще 100 млн будет вложено в этом году. Unibail-Rodamco потратила 53 млн евро из бюджета Phare, оцениваемого в 900 млн евро, сообщают аналитики Green Street Advisors.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию