16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.36 / ₽ 8163
  • RTS1173.68
3 мая 2012, 11:01 Политика
Актуальная тема: Кризис евро

Саркози — Олланд: ничья в пользу претендента

Лента новостей

Президент Николя Саркози не смог разгромить соперника в теледебатах. Теперь сохранить президентский пост ему может помочь только чудо

Три часа агрессивных теледебатов не выявили явного лидера в президентской гонке во Франции. Фото: АР
Три часа агрессивных теледебатов не выявили явного лидера в президентской гонке во Франции. Фото: АР

Если позволительно сравнивать политику с футболом, то к решающим дебатам между президентом Николя Саркози и претендентом Франсуа Олландом в среду «команды» подошли в разной форме: Олланда устраивала «ничья», в то время как Саркози была нужна только победа. По мнению большинства международных аналитиков, победы за явным преимуществом не случилось. Перед дебатами опросы общественного мнения давали кандидату-социалисту преимущество в 6%.

Второй тур президентских выборов во Франции пройдет 6 мая, за день до инаугурации Владимира Путина. Это совпадение уже привело к некоторым курьезам. Так, делегация российского Центризбиркома во главе с Владимиром Чуровым демонстративно отказалась участвовать в качестве наблюдателей на французских выборах. Г-н Чуров выразился в том духе, что на родине у него более важные дела — церемония инаугурации в Кремле.

Такая патриотическая позиция нашла высокую оценку со стороны российского руководства. Сегодня Чуров получит из рук уходящего президента Дмитрия Медведева орден Александра Невского, пообещало государственное агентство РИА «Новости» со ссылкой на источник в ЦИК. Правда, в ходе торжественной церемонии в Кремле, которую транслировал телеканал «Россия-24», глава ЦИК среди награжденных замечен не был.

Во Франции роль коллег г-на Чурова в избрании первых лиц государства не столь велика. А потому участникам президентской гонки приходится в большей степени рассчитывать на собственное красноречие. Вчерашние дебаты на телеканале TF1 были в этом смысле очень показательны. Если трехчасовой словесный поединок и не продемонстрировал образцы политкорректности, то, по крайней мере, был захватывающим зрелищем.

Франсуа Олланд, который в своей долгой политической карьере ни разу не занимал ответственной государственной должности, имел, по оценке газеты The Wall Street Journal, сверхзадачу не совершить какого-то слишком откровенного ляпа. В частности, ему надлежало аккуратней, чем это происходило в ходе избирательной кампании, обращаться с цифрами и фактами. В особенности, с теми, которые касаются экономического положения Франции. За это достаточно свободное обращение со статистикой Саркози в глаза назвал своего соперника «лжецом».

Но Олланд продолжал настаивать на своем: Саркози правил Францией в интересах богатых. Ответ президента: «Разница между нами заключается в том, что вы хотите меньше богатых людей, а я хочу меньше бедных».

Ответ претендента: «Ну, с вами у нас стало больше бедных и меньше богатых».

Все это, конечно, — упражнения в риторике, в которых оба политика не щадили друг друга. «Почему вы всегда так всем довольны?» — ехидно поинтересовался Олланд, нарисовавший в коротких, но энергических выражениях такую апокалиптическую картину, как если бы дебаты происходили не в специально для этого выстроенной футуристической телестудии в элегантном районе Парижа, а где-нибудь в трущобах Западной Африки. В ответ предсказуемо возмущенный Саркози немедленно прошелся по личности претендента.

Яростные инвективы выглядели особенно эффектно на фоне безупречных деловых костюмов соперников, белых воротничков и темных галстуков.

Саркози выразил возмущение тем, что левая французская пресса (а во Франции почти вся пресса левая) перед выборами постоянно демонизировала его образ, доходя до сравнений с пособником нацистской Германии маршалом Петеном.

Ответ Франсуа Олланда: «Вы хотите выглядеть жертвой, но я думаю, что жертвой была Франция». Сам Олланд пообещал после прихода в Елисейский дворец стать президентом «национального единства».

«Все это прекрасно, но сейчас не время для пустых фраз», — оборвал его Саркози.

Временами складывалось ощущение, что собеседники говорят каждый со своим избирателем, но никак не друг с другом, либо демонстрируют домашнюю работу своих штабов, цитируя неудачные пассажи из многочисленных предвыборных речей, а также отчеканивая запоминающиеся уничижительные формулировки в адрес соперника, которые никак не являлись ответом на его слова. Особенно этим отличался Олланд. «Во время вашего президентства фискальные органы рассылали чеки богатым, — неожиданно бросил он. — Я бы рекомендовал, чтобы богатые люди направляли свои чеки фискальным органам».

Помимо призывов к социальной справедливости, мсье Олланд также отметился тем, что зарекомендовал себя французским патриотом, пообещав в случае прихода к власти изменить характер отношений между Парижем и Берлином. С его слов выходило, что мсье Саркози только и делал, что шел на уступки фрау Меркель во время экономического кризиса.

Подобная дерзость вновь донельзя разозлила Николя Саркози, который обвинил собеседника в чудовищной наивности относительно того, как делаются дела в Европе: «Я участвовал во всех саммитах ЕС, а вы – ни в одном», — напомнил он очевидное.

Ничего не доказав друг другу, соперники и после трехчасовых дебатов не утратили боевого духа. Франсуа Олланд сказал, что президент еще пожалеет о своих оскорбительных эпитетах типа «лжец», которые, по мнению претендента, «непозволительны». Со своей стороны, Николя Саркози нашел тон кандидата в президенты «агрессивным».

В действительности агрессивный тон и резкие эпитеты — такая же традиция теледебатов, как сами дебаты. В 2007 году Саркози весьма эффективно и агрессивно провел их в поединке с гражданской женой мьсе Олланда, Сеголен Руаяль.

Тот словесный поединок Саркози выиграл, как, впрочем, и сами выборы. Этого нельзя сказать о вчерашних теледебатах.

По словам аналитика Жана-Даниэля Леви из агентства Harris Interactive, Француа Олланд не совершил столь уж явных промахов, которые позволили бы Саркози записать дебаты себе в актив.

Газета The Financial Times напоминает, что критики Франсуа Олланда любят называть его «карамельным пудингом». Однако человек, который предстал перед телезрителями 2 мая, не уступал известному бойцу Саркози в жесткости.

«Команда Николя Саркози будет утверждать, что он выиграл дебаты, — резюмирует издание. — Но в действительности ему не удалось создать драматической прорывной ситуации, на которую он надеялся».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию