16+
Суббота, 16 декабря 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3719
  • RTS1148.27
7 мая 2012, 20:51 ОбществоТехнологии
В фокусе: Совместно с DW

Комментарии в Интернете обманывают честных немцев

Лента новостей

Журналистское расследование выявило целую систему фальсификации клиентских откликов. Многие онлайн-комментрии к товарам и услугам за весьма небольшие деньги сочиняют специальные агентства

Фото: PhotoXpress.ru
Фото: PhotoXpress.ru

Перед тем, как совершить покупку, 70% немецких потребителей обращаются к Интернету, чтобы собрать информацию о приглянувшихся им товарах или услугах. При этом каждый второй пользователь читает оставленные в Сети отзывы и комментарии других покупателей. Степень доверия к подобным оценкам высока — 64%. Таковы результаты социологических исследований, проведенных Федеральным объединением информационных и компьютерных технологий (BITKOM), а также компанией Nielsen.

Тысячи аккаунтов на всевозможных сайтах

Однако от 20% до 30% подобных отзывов на немецких сайтах являются фальшивками, поскольку пишутся не настоящими покупателями, оценивающими реально купленную вещь, а работающими по заказу производителей специальными агентствами. Таков результат журналистского расследования, проведенного пишущим о рынке бытовой электроники изданием Audio Video Foto Bild.

Сотрудники журнала, выдавая себя за представителей фирмы, которая хотела бы обеспечить своей продукции скрытую рекламу, вычислили в Интернете целый ряд «фальшивоотзывщиков». Обычно они рекламируют свои услуги фразами типа «текстовый сервис» или «тексты для онлайн-магазинов». В двух таких агентствах журналисты разместили конкретный заказ.

Один исполнитель потребовал за написание первых 35 комментариев и размещение их на указанных заказчиком сайтах 190 евро, другой — 299 евро. Предоплата осуществлялась в безналичной форме в виде перевода на банковские счета. Таким образом, речь идет о бизнесе, который, видимо, в той ли иной форме зарегистрирован.

В ходе расследования журналисты выяснили целый ряд любопытных подробностей. «Отзывы» нередко сочиняют не сами агентства, а нанятые ими текстовики, которые нередко довольствуются одним евро за каждый комментарий. При написании часто используются рекламные тексты самих производителей, а также оценки, данные в сети реальными покупателями. Чтобы усилить ощущение подлинности, специально делаются орфографические ошибки.

Размещением «отзывов» занимаются непосредственно сами агентства. У них уже имеются тысячи аккаунтов на всевозможных сайтах, и для них не составляет ни малейшей проблемы за считанные минуты где-нибудь зарегистрироваться. Чтобы не вызывать подозрений, они стараются не оставлять в отдельном онлайн-магазине больше одного «отзыва» в день. Тем не менее, «производственная мощность» таких агентств составляет порядка тысячи комментариев в месяц, утверждает журнал.

Особенно часто заказные оценки выставляют бытовой технике, будь то телевизоры, мобильные телефоны или аудиосистемы, пишет AudioVideoFotoBild. Однако фальшивые отзывы можно встретить и на сайтах, оценивающих рестораны, гостиницы, туристические поездки или, скажем, страховки.

Отдельная услуга агентств — мониторинг Интернета и автоматическая нейтрализация отрицательных комментариев. Если недовольный клиент или кто-то из конкурентов заказчика начинает резко критиковать тот или иной сервис или продукцию, в ответ идет усиленное размещение положительных «отзывов». Подобный контрпропагандистский механизм можно заказать уже за 199 евро в месяц.

Фильтры работают малоэффективно

Онлайн-магазины прекрасно осведомлены о проблеме заказных комментариев и предпринимают меры, чтобы не допустить их на свои сайты. Однако авторы журналистского расследования указывают, что все написанные по их поручению «отзывы», а их было около 100, благополучно оказались в Сети. Впрочем, распознать фальшивки среди тысяч новых записей, ежедневно оставляемых реальными пользователями, крайне трудно, отмечает Audio Video Foto Bild.

На то, что фильтры интернет-компаний работают малоэффективно, еще в январе указал и немецкий телеканал ZDF. Его журналисты попытались разместить на восьми порталах, предоставляющих услуги по бронированию номеров в отелях, по три «отзыва», которые содержали явные фактические ошибки и просто несуразицу. Так, в комментарии к одной из гостиниц Дюссельдорфа было сказано, что из ее окон открывается прекрасный вид на море. Тем не менее, половина подобных откровенных фальшивок в конечно счете оказалась в Сети.

Но другую половину порталы все-таки выловили. Да и журналистское расследование Audio Video Foto Bild показывает, что от 70% до 80% отзывов на немецких сайтах все же являются подлинными. Поэтому издание рекомендует своим читателям впредь просто более внимательно читать комментарии и целенаправленно отсекать фальшивки.

Верные приметы фальшивок

Журнал публикует целый список примет, характерных для заказных комментариев. Их, как правило, подписывают не полным именем, а никами, «отзывы» бывают нередко либо очень короткими, либо сверхдлинными с подробным перечислением предоставленных производителем технических характеристик. С подозрением следует относиться также к текстам, содержащим формулировки, типичные для рекламных проспектов.

И еще одна достаточно верная примета фальшивок: если комментарии содержат резкую полемику с отрицательными результатами тестов, проведенными специализированными изданиями, или с критическими откликами других пользователей, то велика вероятность, что они написаны по заказу, предупреждает Audio Video Foto Bild.

Автор: Андрей Гурков
Редактор: Глеб Гаврик

Рекомендуем:

  • Фотоистории