16+
Пятница, 15 декабря 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3720
  • RTS1148.27
10 мая 2012, 10:30 Недвижимость
Актуальная тема: Собянин и москвичи

Московское метро отдадут на откуп инвесторам

Лента новостей

Столичную подземку планируется акционировать для привлечения внебюджетных средств на его развитие. При этом, как ожидается, контрольный пакет акций подземки останется за Москвой. Эксперты не исключают, акционеры поднимут стоимость проезда в метро

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Московские власти планируют в течение ближайших 13-ти лет частично приватизировать столичное метро. Это следует из проекта «Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года», опубликованного на сайте городского департамента экономической политики и развития. Документ, как сообщается на сайте, будет принят правительством столицы после общественного обсуждения.

В документе говорится, что внебюджетные инвестиции для развития метрополитена планируется привлечь, в том числе, за счет акционирования ГУП «Московский метрополитен». При этом отмечается, что контрольный пакет акций должен остаться в собственности города.

Отметим, что тема целесообразности приватизации московского метро и возможность осуществления данной операции неоднократно поднималась и ранее. Однако окончательное «нет», казалось, прозвучало в прошлом году, когда заммэра Москвы Наталья Сергунина заявила, что в ближайшее время продавать метрополитен в рамках программы по приватизации городских активов не планируется.

За акционирование могут заплатить пассажиры

Аналитик АФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что планируемое акционирование метрополитена обусловлено нехваткой средств у правительства Москвы для финансирования развития подземки. «Если удастся привлечь стратегических портфельных и частных инвесторов, то их деньги будут пущены именно на строительство новых веток и новых станций метро», — сказал BFM.ru эксперт.

Изменения в структуре собственности московского метро могут ощутить на себе и пассажиры: «Скорее всего, это [акционирование] отразится на пассажирах в виде повышения стоимости проезда. Однако если говорить о долгосрочной перспективе, то, учитывая, что деньги пойдут на строительство новых станций, пассажиры должны выиграть, поскольку получат дополнительную инфраструктуру. Это позволит большему количеству людей использовать подземку более эффективно. Да и более высокая стоимость может положительно повлиять на уровень комфорта».

По словам Рожкова, в некоторых странах метро является собственностью частных компаний, однако далеко не везде власти принимают решение о приватизации этого вида транспорта. «Одна из причин заключается в том, что метро требует довольно значительных инвестиций для расширения инфраструктуры. Эти инвестиции имеют долгосрочный период окупаемости, и далеко не все инвесторы готовы вкладываться в это», — пояснил эксперт.

Отметим, что проезд на метро во многих европейских городах значительно превышает стоимость поездки в московской подземке. К примеру, в Барселоне билет на одну поездку обойдется в 1,45 евро (почти 60 рублей), в Мадриде — 1,5 евро. Любопытно, что одна из линий метро испанской столицы обслуживается другой компанией — Metrosur — и обычные билеты там не действуют. Для проезда по этой ветке нужно купить еще один билет по такой же цене.

Во многих странах на все виды транспорта пригоден единый билет, а его цена зависит от расстояния (зональное распределение) или времени действия талона. В Вене, например, одноразовый билет единого образца, пригодный для всех видов транспорта города обойдется в 1,8 евро (72 рубля). Он действует в пределах одной зоны, и с ним можно двигаться только в одном направлении.

В Амстердаме также есть единая электронная карта, по которой можно ездить в метро, автобусах и трамваях. Эти карточки отличаются разными часами функционирования: одноразовая карточка на один час стоит 2,6 евро (104 рубля), на 24 часа — 7 евро (280 рублей). Правда, метро в Амстердаме чаще всего используют для того, чтобы добраться в отдаленные районы города.

Как следует из проекта «Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года», в российской столице тоже планируется ввести единый билет на все виды общественного транспорта.

Для привлечения инвесторов нужно стать прозрачней

Аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин считает, что если акционирование произойдет, то глобальных перемен в жизни подземки ждать не стоит. «Если правительство сохранит за собой контрольный пакет, то оно и будет определять политику управления предприятием. Думаю, хуже не станет. Естественно, что регулирующие службы — такие, как ФАС — тоже должны вмешиваться в процесс, поскольку московское метро в некотором роде монополия», — сказал Маркин в беседе с BFM.ru.

Особое внимание, по мнению Маркина, нужно обратить на создание привлекательного инвестиционного фона — для привлечения целевых инвесторов: «Не исключено, что к подобной сделке будет довольно невысокий интерес. Поэтому метрополитену нужно раскрывать финансовые данные, показать, каким образом он будет приносить прибыль. Сейчас эти параметры понятны лишь приблизительно».

Агрессивная задача

Напомним, в настоящее время в рамках борьбы с пробками в Москве идет активное развитие столичной подземки, в 2012 году началось масштабное строительство новых линий. По данным заместителя руководителя столичного департамента имущества Константина Песоцкого, в 2012 году за счет приватизации непрофильных активов столичная казна пополнится почти на 50 млрд рублей.

Ранее руководитель городского департамента строительства Андрей Бочкарев сообщил, что в столице в ближайшие пять лет появятся более 36 новых станций метро, назвав эту задачу агрессивной. «Агрессивная в том плане, что объемы строительства достаточно большие, даже для существующего периода, но Москва обладает всеми необходимыми для этого ресурсами», — заверил Бочкарев, сообщив, что в настоящее время осуществляется ускоренное проектирование линий, которые планируется открыть в 2012-2014 годах.

Действующие ветки также будут тянуть в область: в следующем году метро придет в Новокосино. Будут продлены Люблинская, Калининская, Замоскворецкая и Арбатско-Покровская линии. Метро протянут до Зеленограда и в Солнцево.

А через восемь лет появится новая хордовая линия на территории Большой Москвы. Она свяжет «Проспект Вернадского» с двумя новыми станциями. Предполагается, что их назовут «Парламентский центр» и «Район «Коммунарка».

В конце апреля власти Москвы утвердили план развития метро до 2020 года, согласно которому его протяженность почти за восемь лет должна возрасти в 1,5 раза. Для этого планируется построить 150 километров новых линий подземки 70 станций, а также 7 электродепо. Для этих целей из бюджета будет выделено свыше 400 млрд рублей.

Заммэра по вопросам градостроительства Марат Хуснуллин считает, что таким образом будет решена самая сложная задача: москвичам не придется ехать через центр, для того, чтобы перейти на соседнюю ветку.

Планы действительно грандиозные, однако эксперты сомневаются, удастся ли их реализовать. Сейчас возведение километра тоннеля обходится примерно в 200 млн долларов. Мэр Москвы уже заявлял о необходимости снизить себестоимость строительства, однако, по мнению эксперта Межрегиональной организации «Город и транспорт» Владимира Свириденкова, это не сильно повлияет на итоговую стоимость.

«В какой-то мере подрядчик может «подвинуться» на 10-15%. Но основные затраты определяются нормами проектирования и нельзя кардинально снизить стоимость. Сейчас в Москве порядка 25% поездок осуществляется на личном транспорте и порядка 75% на общественном транспорте. Чтобы улучшить транспортную ситуацию, нужно в первую очередь стимулировать развитие именно общественного транспорта. Но одним метрополитеном этот вопрос, безусловно, не решить, потому что остается колоссальное количество направлений, где строительство метрополитена было бы не слишком эффективным из-за своей чудовищной стоимости», — сказал Свириденков в эфире Business FM.

Рекомендуем:

  • Фотоистории