16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.14 / ₽ 8202
  • RTS1189.38
15 мая 2012, 13:49 ПолитикаПерсоны

Инаугурация «нормального» президента

Лента новостей

Церемония вступления в должность Франсуа Олланда прошла подчеркнуто скромно. Сегодня же новый президент Франции направляется в Берлин на переговоры с Ангелой Меркель

Франсуа Олланд сказал последнее adieu Николя Саркози. Фото: AP
Франсуа Олланд сказал последнее adieu Николя Саркози. Фото: AP

Церемония вступления в должность нового французского президента Франсуа Олланда началась в полдень по Москве (10 утра в Париже) в подчеркнуто деловом стиле. Уходящий президент Николя Саркози встретил нового главу государства на красной ковровой дорожке во внутреннем дворе Елисейского дворца, и два президента отправились для передачи «ядерного чемоданчика». К числу главных секретов, которые бывший глава государства передает заступающему на смену, относится досье со списком французских граждан, находящихся в заложниках за рубежом, и данными о том, какие усилия правительство предпринимает по их освобождению.

Reuters отмечает, что Олланд просил сделать церемонию максимально простой. В нарушение традиции, на ней присутствовало не более трех дюжин личных друзей президента вместе с 350 официальными гостями. У Олланда четверо детей от его предыдущей гражданской жены Сеголен Руаяль; у его нынешней подруги, журналистки Валери Триервейлер (новый президент не женат), — трое детей от предыдущих двух мужей: все они не были приглашены на церемонию. Обе гражданские жены удостоились этой чести, хотя мадемуазель Руаяль — в ее качестве главы одного из французских регионов, Пуату-Шаранта.

Передача госсекретов заняла сорок минут. После этого два президента появились перед гостями. В телетрансляции, которую в прямом эфире вела BBC, бросилось в глаза, что они практически одного роста.

Никаких военных маршей, в зале играла классическая музыка.

Новый президент и его подруга проводили до крыльца Елисейского дворца чету Саркози-Бруни. Мужчины пожали друг другу руки. Дамы расцеловались. После чего Николя Саркози и Карла Бруни под аплодисменты собравшихся уселись в черный Citroen и удалились — к своей новой частной жизни.

Церемония, впрочем, не была лишена французского блеска и торжественности. Олланду, который еще недавно ездил на работу на скутере, была вручена золотая цепь гроссмейстера ордена Почетного легиона весом почти в 1 кг с именами всех президентов Пятой республики.

После того, как председатель Конституционного суда объявил Франсуа Олланда президентом, глава государства выступил с речью, в которой пообещал, что его администрация будет отличаться «достоинством и простотой», а все решения будут приниматься в интересах республики и во имя примирения сограждан, исповедующих различные политические взгляды.

За что французы выбрали Олланда

Как замечает журнал Time, французы выбрали Олланда не только за то, что он собой представляет, но и — в равной мере — за то, кем он не является. Олланд — не Саркози, темпераментный консерватор с его женой-супермоделью и вызывающей любовью к роскоши, который поляризовал французское общественное мнение. Олланд — и не Марин Ле Пен, которая произносит зажигательные ксенофобские речи, проповедуя ненависть к мусульманам и иммигрантам.

Кроме того, Олланд — это нечто противоположное тому, что французы называют «Меркози»: согласованная между Берлином и Парижем политика затягивания поясов во имя спасения европейского валютного союза.

Франсуа Олланд, человек, не имеющий ни малейшего практического опыта в управлении государством, получил мандат на управление пятой экономикой мира под обещание быть President normal, «нормальным президентом».

Вполне в соответствии с этим образом, Олланд еще до инаугурации заявлял, что, будь его воля, он не переезжал бы в Елисейский дворец, а продолжал бы жить в своей парижской квартире. Правда, в понедельник испанская газета EL Pais сообщила нечто иное: Карле Бруни была дана всего неделя, чтобы вывезти из Елисейского дворца свой гардероб; ходили даже шутки, что Карла гордо удалилась, в чем была, захватив с собой одну гитару. Предшественники мсье Олланда в других странах проявляли большую чуткость по отношению к бывшим первым леди. Так, Жаклин Кеннеди после гибели супруга имела три недели на то, чтобы съехать из Белого дома. А вдова испанского генералиссимуса Франко, донья Кармен, и вовсе затратила на переезд три месяца. Впрочем, муж мадам Бруни жив и здоров, так что эти параллели не вполне корректны.

Для дня инаугурации Олланд выбрал более чем скромный отечественный автомобиль — гибридный Citroen DS5. Эта машина не относится к представительскому классу, она без брони и практически полностью в заводской комплектации. Всего через неделю после инаугурации в Москве, запомнившейся проездом по пустынному центру Москвы кортежа Владимира Путина, состоявшего исключительно из автотехники германского производства, включая мотоциклы сопровождения, выбор нового президента Франции представляется особенно знаменательным.

И уж совсем некрасиво выглядело то, как для инаугурационного кортежа в Париже не перекрывали движение, и автомобиль с кандидатом, стоявшим в полный рост и приветствовавшим парижан, останавливался на красный свет.

Сравнения между церемониями в Москве и в Париже неизбежны по многим причинам. В том числе, и потому, что нынешняя российская конституция писалась по образцу французской, наделяющей главу государства очень большими полномочиями. Но, помимо общей для двух стран централистской модели, есть и очень существенные отличия, в том числе и формальные. Обе страны за последнее время пересмотрели продолжительность сроков президентского правления: во Франции в сторону сокращения (с семи лет до пяти), в России — в прямо противоположную сторону (с четырех лет до шести).

Первый экзамен на состоятельность: встреча с Ангелой Меркель

При всей символической важности церемонии инаугурации главный смысл первого дня Франсуа Олланда на посту президента заключается в его первом зарубежном визите в новом качестве. Вскоре после вступления в должность во вторник Олланд направляется в Берлин на встречу с канцлером Германии. За ходом этих переговоров внимательно следят рынки.

В ходе избирательной кампании Олланд многократно резко критиковал франко-германский союз как неравноправный (в пользу немцев) и несправедливый: по мнению французского лидера, Европу спасут не жесткие меры экономии, на которых настаивает фрау Меркель, а импульс к развитию.

Многолетний друг Олланда, специалист по европейским делам Жан-Пьер Жуе предсказал, что встреча в Берлине пройдет хорошо — по крайней мере, внешне: «Франсуа Олланд — вежливый человек; такова и Ангела Меркель», — заявил он в интервью немецкой радиостанции RTL. — Что касается содержания, ни тот, ни другая не могут преподать друг другу урок».

Россия для нового президента Франции пока явно не входит в число наиболее приоритетных партнеров, в отличие от его предшественника. Впрочем, и новый старый президент России демонстрирует показную дистанцию от Запада. Направляя Дмитрия Медведева вместо себя на встречу Большой восьмерки в Кэмп-Дэвид, Владимир Путин совершит свой первый зарубежный визит после инаугурации в Белоруссию, на встречу с Александром Лукашенко.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию