РЖД отправит пассажиров в Европу в новых вагонах
Лента новостей
Отсутствие обновления вагонного парка может привести к катастрофе в железнодорожной отрасли. Новые современные вагоны — не только приятная покупка, повышающая лояльность пассажиров, но и острая необходимость. Первый шаг в обновлении уже сделан, рассказал вице-президент РЖД Михаил Акулов в беседе с корреспондентом Business FM Еленой Иванкиной.
Михаил Акулов: Контракт с компаниями «Трансмашхолдинг» и Siemens о их совместном участии в строительстве 200 вагонов европейского габарита уже подписан. Эти вагоны должны обеспечить обновление парков, тех вагонов, которые сегодня курсируют по маршруту Россия–Западная Европа. Мы уже были свидетелями впуска первого вагона на заводе компании Siemens в Вене для перевозки пассажиров в международном сообщении. Вагон существенно отличается от того подвижного состава, который мы сегодня используем на таких маршрутах.
Новшества
Елена Иванкина: Вагоны будут создаваться по последним европейским стандартам техники. Уровень комфорта — не хуже, чем в пятизвездочных гостиницах.
М. А.: Вагоны также имеют новые сервисные возможности: это и индивидуальное регулирование температуры воздуха в купе, и наличие системы регулирования света, системы вызова проводника, индивидуальные электронные ключи для входа в купе, предоставление возможности воспользоваться душем для пассажиров такого вагона. Компоновка купе изменяется: в двухместном купе, если не проданы верхние полки, они убираются в ниши и совпадают с профилем стены. Это создает возможность полноценной поездки двух пассажиров в вагоне первого класса.
40%
Е. И.: Причем в создании этих «поездов будущего» участвуют не только европейцы. Часть комплектующих поставляется из России.
М. А.: Сборка будет осуществляться в Вене на заводах компании Siemens, будет сохранена и логистика поставки комплектующих от российских производителей, которые сегодня активно участвуют в строительстве вагонов. В стоимостном выражении мы оцениваем уровень участия российских производителей примерно в 40%.
Ницца
Е. И.: Правда, новые вагоны пока будут использоваться только для международного сообщения.
М. А.: В этом году мы планируем получить 30 вагонов. Прежде чем они будут запущены в эксплуатацию, производители обязаны завершить все сертификационные испытания в Евросоюзе и в России. После этого вагоны поступят в постоянную эксплуатацию. По нашим планам, в декабре мы сможем сделать замену всех вагонов первого и второго класса в поездах на сообщении Москва–Ницца.
Вагоны испанские
Е. И.: Есть и второе направление работы.
М. А.: Второй проект — приобретение вагонов испанской компании Talgo, которые наполовину будут обеспечивать поезда, курсирующие по сообщению Россия–Западная Европа, и также наполовину — по маршрутам Россия-Страны СНГ. Оба эти проекта были рассчитаны с экономической эффективностью. Без нее мы по проекту Talgo, который тоже имеет свою значимую финансовую нагрузку, не смогли бы получить кредиты в российских банках, потому что кредитование делалось под доходность, под рентабельность этих вложений. То есть это просчитанные решения, которые должны вывести нас на положительный результат, нам надо расплачиваться.
Выгода
Е. И.: Но рентабельно запускать современные поезда только в международном сообщении.
М. А.: Организация движения по европейским маршрутам в целом для нас рентабельно. Замена вагонов на новый тип, без сомнения, значимая финансовая нагрузка на нас, но динамика, которую мы наблюдаем в последние годы и особенно с развитием маршрутов РЖД по странам западной Европы, подтверждает экономическую эффективность наших вложений.
Рента
Е. И.: На внутрироссийских маршрутах в прошлом году компании тоже удалось выйти в плюс, но этого недостаточно для того, чтобы окупить появление супердорогой техники на железных дорогах страны.
М. А.: 2011-й был, фактически, первым годом самостоятельной работы компании по перевозке пассажиров, когда была получена положительная рентабельность. И это несмотря на то, что мы недополучили тех справедливых средств возмещений из федерального бюджета, которые мы заявляли по субсидиям за потерю дохода от государственного регулирования на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах.
Понятно, что РЖД — социально ответственная компания. Но вкладывать средства в то, что может никогда не окупиться, — это уже не бизнес.
Закон
Е. И.: Чтобы появилась определенность — нужно все-таки государственное вмешательство.
М. А.: Мы ждем решения вопроса по внесению в Госдума проекта федерального закона о регулярном пассажирском железнодорожном сообщении. Он должен закрепить форму заказа от государства на перевозку по регулируемым тарифам для конкретных групп пассажиров, для конкретных направлений, с конкретными объемами по этим направлениям, с периодичностью. Мы готовы выполнить все эти обязательства, но нам нужны четкие ориентиры в нашем развитии.
Виды
Е. И.: Прибыль при текущем составе вагонного парка может быть не такой уж долгосрочной.
М. А.: Мы знаем, как работать с секторами, где тарифы устанавливают самостоятельно компании, мы знаем, как добиваться положительного финансового результата в сегментах по перевозке пассажиров по тарифу, установленному государством, но нам надо дать эти возможности. На сегодняшний день мы чрезвычайно сжаты в своих инициативах, в своих предложениях нашим потребителям. Только 17% доходов компании являются нашей возможностью по применению маркетинговых акций. Вся остальная часть доходов формируется в результате расчетов по установленным государством различным видам тарифов и платежей.
Если у РЖД появится определенность, то компания, возможно, введет новые вагоны на внутрироссийском сообщении в 2013–2014 году.