16+
Суббота, 16 декабря 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3719
  • RTS1148.27
3 июня 2012, 13:12 Общество

Страсть к чужим крыльям

Лента новостей

От значков пилотов до (неиспользованных) гигиенических пакетов — все может послужить основой частной коллекции. Несмотря на кризис, это хобби набирает все больше сторонников в мире

Гигиенические пакеты с логотипами авиакомпаний пользуются спросом у коллекционеров. За один такой неиспользованный пакет можно выручить 25 долл на интернет-аукционе. Коллекция бумажных пакетов Ника Вермюлена, выставленная в нидерландском Openlucht Museum. Фото: Geoff Coupe/flickr.com
Гигиенические пакеты с логотипами авиакомпаний пользуются спросом у коллекционеров. За один такой неиспользованный пакет можно выручить 25 долл на интернет-аукционе. Коллекция бумажных пакетов Ника Вермюлена, выставленная в нидерландском Openlucht Museum. Фото: Geoff Coupe/flickr.com

Значок летчика одной из ныне не существующих авиакомпаний может стоить более 1 тысячи долларов. Большая модель самолета — из тех, что годами пылятся в витринах туристических агентств, — у коллекционеров стоит до 7 тысяч долл. Меню с борта давно не летающих самолетов американской авиакомпании Braniff на недавней выставке было оценено в 500 долл. И даже гигиенический пакет какой-нибудь экзотической компании можно продать на интернет-аукционе за 25 долларов.

Газета The Wall Street Journal утверждает, что страсть к коллекционированию сувениров, связанных с авиакомпаниями, не только не остыла под влиянием финансового кризиса, но и переживает бурный расцвет. Об этом свидетельствуют данные аукциона eBay, на котором за последние три месяца было продано 36 тысяч предметов, имеющих отношение к перемещению людей по воздуху, на общую сумму в 1 миллион долларов.

Среди них — неиспользованная униформа стюардессы, а также новый поднос для обслуживания пассажиров первого класса с фарфоровой посудой, льняными салфетками и стальными обеденными приборами от афганской авиакомпании Safi Airways.

Некоторые коллекционеры собирают все, что попадется под руки от любимых авиакомпаний, другие специализируются на определенных сувенирах. В свое время авиакомпании многих стран выдавали пассажирам игральные карты — колоды карт ныне украшают многие коллекции.

Фото: Telstar Logistics/flickr.com

Очень популярны пилотские значки с крылышками. Когда-то они были посеребренными или даже позолоченными и отражали какие-то уникальные черты, которые приписывала себе та или иная авиакомпания. Многих привлекает утерянный ныне дух гламура, который когда-то был присущ путешествию по воздуху.

До 1978 года авиакомпании сражались за клиентов, пытаясь переманить пассажиров у конкурентов с помощью лучшего сервиса. Кто-то делал упор на хорошую еду, кто-то на крахмальные салфетки и фарфор.

Почем виртуальный чемодан?

Представительства авиакомпаний в Москве подтверждают устойчивую и растущую моду на сувенирную продукцию среди коллекционеров. Air France постоянно получает обращения со всей страны с просьбой поделиться каким-нибудь предметом с логотипом компании.

Много ли коллекционеров в рядах самой компании, сказать трудно, но, как всякая большая корпорация, Air France старается поддерживать лояльность сотрудников, поощряя их интерес к ее истории. В Париже существует корпоративный музей, в хранилище которого собраны многочисленные материальные свидетельства истории Air France. Для широкой публики он недоступен.

С любителями авиасувениров время от времени возникают достаточно курьезные ситуации. Так, в недавней промо-кампании Air France фигурировал чемодан. Среди откликнувшихся на акцию едва ли не половина интересовалась тем, где можно такой чемодан приобрести. В действительности чемодан — виртуальный.

Сотрудница Air France рассказала BFM.ru, что однажды видела на подмосковном пляже мужчину в плавках с логотипом грузового подразделения авиакомпании Air France Cargo. При этом логотип был старым, минимум десятилетней давности. Все эти годы купальщик выражал лояльность компании посредством использования ее плавок.

Коллекционеры, желающие приобрести сувенирную продукцию компании, могут пополнить свои собрания на сайте Le Musee d'Air France. Это коммерческое подразделение, которое отвечает за продажу сувенирной продукции, — от моделей самолетов до копий старых постеров.

Подобные возможности предоставляют коллекционерам и другие крупные авиакомпании. Для того чтобы приобрести сувенир, совершенно не обязательно покупать авиабилет. Вся сувенирка из бумажного каталога, имеющегося в кармашке спинки кресла на борту самолета, доступна в виртуальном пространстве. Соответствующий каталог можно найти на сайте авиакомпании Lufthansa www.worldshop.eu, сообщил BFM.ru, директор по корпоративным коммуникациям в Европе Ааге Дюнхаупт.

Сувениры British Airways доступны на сайте ba.com. По словам Галины Карзовой, руководителя British Airways в России и Украине, «наибольшей популярностью сегодня пользуются реплики исторических плакатов и фотографий, оригиналы которых находятся в музее British Airways; их часто используют как элементы декора, помещая ретро фото самолетов в красивые рамки и вешая их у себя дома как произведения искусства».

Ностальгия в моде — это подтверждают и в Air France. Успехом пользуется, в частности, сувенирная ретро-серия куколок-стюардесс.

Как говорит американский коллекционер Том Налти из Санта-Моники, «подобные предметы оттого так нравятся собирателям сувениров, что все понимают: это безвозвратно кануло в прошлое».

Налти «в миру» — топ-менеджер сети дорогих отелей. Его коллекция включает 400 моделей самолетов. Плюс старые рекламные плакаты, меню из самолетов авиакомпании TWA 60-х годов и бумажные фартуки, которые надевали в те годы стюардессы TWA, когда разносили еду и напитки.

Том Налти объясняет WSJ, что все эти памятные предметы вызывают у него приятные воспоминания «о временах, когда летать было чертовски захватывающим занятием».

Воровать лучше пижаму

Коллекционирование авиационной меморабилии порождает схожие ощущения. Налти так увлечен этим своим хобби, что однажды сбежал со званого обеда в загородном клубе, чтобы поучаствовать в завершавшихся торгах на аукционе eBay. Купив очередную авиамодель за 247 долларов, он вернулся в клуб, где объяснил удивленной жене свое исчезновение тем, что у него прихватило желудок.

В наши дни обмен и покупка авиасувениров происходят, как правило, в Интернете. Это, однако, не исключает проведения специальных выставок для коллекционеров, которые привлекают толпы фанатов. Ближайшие такие шоу проходят в июне в Париже и в Лос-Анджелесе. В июле ежегодное шоу состоится в городе Мэмфис, штат Теннеси.

Есть несколько обстоятельств, которые способствуют росту стоимости авиационных сувениров. Как правило, чем хуже авиакомпаниям, тем лучше для коллекционеров. Так, стоит какой-то компании разориться и уйти с рынка, стоимость ее сувениров резко возрастает.

Таким же благоприятным фактором для фанатов является слияние и поглощение авиакомпаний: этот процесс снижает количество сувениров на рынке.

Хорошо отражается на стоимости коллекции и то, что с наступлением кризисных времен авиакомпании экономят на сувенирке. Даже такие предметы, как гигиенические пакеты, отныне выпускают без логотипа, что автоматически повышает в цене старые (но, разумеется, не использованные) пакеты.

Фото: Telstar Logistics/flickr.com

Самыми популярными предметами для собирателей по-прежнему остаются модели пассажирских самолетов. Есть коллекционеры, которые хотят иметь дома модели лайнеров, на которых им доводилось летать. Другие охотятся за копиями редких самолетов.

Особняком стоят «сувениры», которые пассажиры прихватывают на память из самолета. По наблюдению Галины Карзовой из British Airways, «наибольшей популярностью пользуются наши фирменные наборы для полета, которые выдаются пассажирам первого класса First. Так, наши клиенты, путешествующие данным классом, очень часто оставляют себе на память уютную пижаму и кожаную косметичку от Anya Hindmarch, в которой находится косметика фирмы REN», сообщила представитель компании BFM.ru.

Голландская KLM традиционно славится своими керамическими домиками, в действительности представляющими собой сосуды с ликером Bols. Домики, которые изготовляют специально для KLM, хорошо стыкуются друг с другом: из них можно составлять целые улицы. Воровать их нет надобности, поскольку они как раз и предназначены для коллекционеров — правда, только тех, кто летает «бизнесом».

Для тех, кто не поддался вирусу коллекционирования, но не против провести какое-то время за созерцанием авиационной меморабилии, существует, как минимум, два музея, они действуют при аэропортах Лос-Анджелеса и Хьюстона. В обоих случаях в качестве помещения использованы старые, отслужившие свое терминалы, которые не соединяются с действующими. Несмотря на неудобство доступа, оба музея пользуются определенным успехом.

Рекомендуем:

  • Фотоистории