16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1127.46
29 апреля 2009, 19:36 ФинансыБанки, вклады и кредиты

Росфинмониторинг стал подозревать больше

Лента новостей

Доля банковских операций, вызывающих подозрения, в связи с кризисом выросла с 50% до 60% от общего объема операций, сообщил заместитель главы Федеральной службы по финансовому мониторингу Дмитрий Скобелкин

Банкам приходится играть в открытую. Фото: Metius/flickr.com
Банкам приходится играть в открытую. Фото: Metius/flickr.com

Как сообщил заместитель главы Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Дмитрий Скобелкин, хотя доля подозрительных операций в банковском секторе возросла с 50% до 60%, их объем остался прежним. Он также заявил, что в настоящее время в этих схемах, конечная цель которых — обналичивание средств, используются преимущественно страховые и иные компании, регулятором для которых не выступает Центробанк. «Сейчас это стало более явно», — отметил он.

Скобелкин также рассказал, что Росфинмониторинг зафиксировал нарушения у некоторых банков, получивших господдержку в конце прошлого года. «Были вопросы по первому траншу, но сейчас все банки выполняют поставленные задачи, активно сотрудничают с Росфинмониторингом, поэтому сейчас ситуация вполне нормальная, вменяемая, разумная, подконтрольная», — успокоил он.

Дмитрий Скобелкин пояснил в интервью BFM.ru, какие операции его службе кажутся подозрительными: «В первую очередь под подозрение попадают операции, которые не связаны деятельностью клиента, заявленную им при госрегистрации. Если банк, реализуя свои внутренние программы контроля, изучает своего клиента, он видит, что организация постоянно занимается одним видом деятельности. Вдруг компания резко начинает менять свои интересы, причем в серьезных объемах по платежам и товарным потокам. Я считаю, что для банка это не стандартно, подозрительно».

Комментируя заявление представителя службы о росте доле сомнительных операций, эксперты уточнили, что банки обязаны отчитываться по всем сделкам объемом свыше 600 тысяч рублей, так что подозрительными они быть не могут. Таким образом, в эту категорию попали все остальные сделки, которые составляют около половины банковских операций.

По мнению начальника отдела торговых операций Собинбанка Артура Халаева, в первую очередь под подозрение попадают операции по переводам физических лиц, а также операции по конвертации валюты. Политика плавной девальвации, проводимая Центробанком, привела к резкой скупке долларов и евро на рублевый эквивалент свыше 600 тысяч рублей, в результате чего доля общих «подозрительных» операций увеличилась.

«Допустим, вы хотите купить 20 тысяч долларов. Вы приходите в обменный пункт и одной сделкой приобретаете валюту — сумма составит около 700 тысяч рублей. Об этой операции банк будет сообщать в службу финансового мониторинга. Вот вам и подозрительная сделка, — приводит пример такой сделки Артур Халаев. — Раньше такие операции были очень маленькими по объему».

«Нынешняя ситуация негативно повлияла на рост безналичных операций, рост которых четко наблюдался последнее время. Малый бизнес в нашей стране всегда был склонен к операциям с наличностью, но с приходом кризиса эта тенденция еще больше усилилась — большинство компаний стремятся уходить в кэш, — прокомментировал BFM.ru директор по малому бизнесу Пробизнесбанка Роман Гаврилов.

Он предположил, что «подозрительными» оказались именно операции с наличностью. «Съем наличных на прочие нужды — операция, которая достаточно активно выполняется абсолютно всеми элементами нашей бизнес-системы. Иногда наличные деньги используется непосредственно для ведения хозяйственной деятельности, для расчетов. Поэтому большинство банков ограничивает снятие средств «на прочие нужды» вводом повышенных, заградительных комиссий. Такие операции строго отслеживаются», — говорит Роман Гаврилов.

Главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова согласна, что «подозрительными» стали именно операции с наличностью. «Есть статистика Центробанка, которая показывает, что объем наличных средств в общем объеме расчетов увеличился. Однозначно в экономике есть стремление переходить в большей степени на наличный расчеты, что может вызывать вопросы у службы финансового мониторинга, — говорит аналитик. — Многие компании, беспокоясь, что банки не смогут им вернуть средства с их счетов, предпочли создать запас наличности. Это совсем не обязательно напрямую связано с криминальными действиями. Возможно, это просто отражение тенденции в экономике, когда бизнес начинает уходить в тень и предпочитает наличные расчеты безналичным, выводит обороты из банковского сектора».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию