Современные студенты витают в «облаках»
Лента новостей
Главные законы бизнеса, желающего быть успешным, укладываются в несколько слов: снижение издержек и повышение доходов. Сегодня на смену сложным, кропотливым и недешевым способам достижения этих целей приходят, а у кого-то уже пришли, простые, понятные и экономичные инструменты — виртуализация и облачные сервисы.
На простых примерах мы покажем, как современные технологии могут способствовать интенсивному развитию бизнеса. А для начала, немного фактов. В своем отчете Sizing the Cloud аналитическая компания Forrester прогнозирует, что мировой рынок облачных вычислений, в том числе публичные и частные облака, в период с 2011 по 2020 год вырастет с 40,7 до более 241 млрд долларов. По прогнозам еще одной аналитической фирмы — Gartner, — уже в нынешнем году 80% предприятий из списка Fortune 1000 будут пользоваться теми или иными облачными сервисами. Статистика основана на реальной тенденции: все больше компаний понимают собственную выгоду от «витания в облаках».
Глава 4: Образование и «облака» теперь совместимы
Образование — краеугольный камень всей человеческой цивилизации. Без качественной передачи знаний подрастающему поколению любое общество ждет регресс и деградация. Особенно остро вопрос качественной подготовки стоит в высшей школе, где не только даются знания, но и во многом определяется профессиональное будущее человека.
Сегодня в этом деле как никогда необходимы современные информационные технологии: без их использования бывший школьник просто не сможет обработать те массивы информации, которые на него обрушиваются в вузе. Не говоря уже о том, чтобы их правильно «переварить».
Не менее сложная задача стоит перед вузом — донести учебные материалы до студента. Для этого учебное заведение должно задействовать в процессе все возможности, которые предоставляют для этого информационные технологии.
Создание IT-инфраструктуры и ее постоянное развитие является непростой задачей. Руководству вузов приходится уделять немало внимания повышению эффективности использования вычислительного оборудования, сокращению непродуктивных затрат и повышению надежности IT-инфраструктуры.
Одним из вузов, повысивших эффективность своей IT-инфраструктуры с помощью технологий виртуализации, стал Московский авиационный институт (МАИ).
Задачи
Учебная и постоянно расширяющаяся научная деятельность университета невозможны без использования информационных технологий. Так, например, уже многие годы студенты МАИ изучают конструкторское дело с помощью систем автоматизированного проектирования (САПР). Чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса, МАИ приходилось содержать достаточно большой парк компьютеров — к началу 2011 года на четырех конструкторских кафедрах лишь одного факультета «Авиационная техника» необходимо было обслуживать 80 машин.
Кроме того, преподаватели использовали в своей работе различное программное обеспечение. Приложения, установленные на одном компьютере, часто «конфликтовали» между собой.
«Затраты на поддержку и постоянную модернизацию компьютеров заставили задуматься о применении виртуализации. Мы понимали, что постоянное обновление аппаратного обеспечения — слишком дорогое удовольствие, особенно для высшего учебного заведения. Нам требовались современные эффективные технологии», — рассказал начальник ресурсного центра МАИ Виктор Мищенко.
Тем не менее, до недавнего времени университет не мог осуществить переход на виртуальные рабочие станции, так как они не обеспечивали возможность нормальной работы систем трехмерного проектирования. Сразу после того, как компания Microsoft объявила о скором выпуске технологии RemoteFX, поддерживающей 3D-графику в виртуальной среде, специалисты МАИ решили сделать пилотный проект по виртуализации CAD-приложений.
Решение
Сам проект предусматривал создание учебного класса на 30 рабочих мест с использованием двухпроцессорного сервера Kraftway с операционной системой Microsoft Windows Server 2008, включающей в себя технологию RemoteFX, и тонких клиентов Kraftway Credo. На последних установлена ОС Windows Embedded 7, которая поддерживает удаленный доступ по протоколу RDP 7.1 (это необходимо для работы RemoteFX).
После создания этого класса преподаватели МАИ опробовали на тонких клиентах все САПР, используемые ими в учебном процессе: Autodesk Inventor, Siemens NX, а также системы CATIA и SolidWorks компании Dassault Systèmes.
«Многие наши сотрудники были настроены скептически, поскольку привыкли работать с графической станцией. Но после запуска решения оказалось, что потенциала тонкого клиента с избытком хватает для учебных задач», — отметил Виктор Мищенко.
Результаты
По оценке сотрудников МАИ, с внедрением технологии тонких клиентов в учебный процесс забот станет значительно меньше. И в первую очередь это касается организации работы обслуживающего персонала — ее объем сократится в два раза. Это значит, что IT-специалисты смогут выполнять другие необходимые задачи.
Согласно расчетам, одного сервера хватит на поддержку работы примерно 12 тонких клиентов в конструкторском бюро и 30 в учебном классе. Кроме того, готовое решение существенно дешевле отдельных мощных компьютеров или графических станций.
«Раньше каждому сотруднику требовалась могучая рабочая станция, оснащенная высокопроизводительными процессорами и графическими картами, а также солидными ресурсами памяти. Но ведь прежде чем приступить к созданию чертежей и деталировок, нужно подумать, почитать, посмотреть. В это время дорогостоящее «железо» простаивает. А если виртуализировать среду и предоставить ее ресурсы для нужд нескольких человек, эффективность использования оборудования значительно возрастет», — полагает Виктор Мищенко.
Следующие шаги
МАИ собирается использовать технологии виртуализации и тонких клиентов не только в случае с обучением работе с САПР. В планы вуза входит, в частности, тестирование на тонких клиентах работы систем автоматизации инженерных расчетов (CAE).
«Виртуализация в системе образования мне представляется правильным подходом, ведь содержать графические станции или обычные компьютеры, как у нас, очень накладно», — резюмировал Виктор Мищенко.