16+
Суббота, 11 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7630
  • RTS1178.02
19 июля 2012, 17:32 ОбществоПравоПолитикаКонфликтыПерсоны

Блогеров хотят обложить налогами

Лента новостей

Госдума хочет заставить блогеров платить налоги с доходов, полученных от размещения рекламы в блогах. Политологи говорят о новом способе давления на оппозицию. Блогеры относятся к инициативе скептически

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

В осеннюю сессию депутаты Госдумы намерены заняться неучтенными доходами российских блогеров. Как сообщает «Независимая газета», заинтересованность в том, чтобы блогеры платили налоги с доходов, полученных от размещения платной рекламы в своих блогах, проявляют депутаты парламента и администрация президента.

Пока данное предложение не оформлено в отдельную законодательную инициативу. Но вице-спикер Госдумы Сергей Железняк сообщил изданию, что нижняя палата парламента готова рассмотреть соответствующее предложение. «Несомненно, законодательство о рекламе должно отражать изменение в рекламной индустрии, и если возникают новые явления, новые методы и способы рекламы, то, конечно, они должны быть отражены в законодательстве», — говорит он.

«Почему блогеры, которые то сигареты рекламируют, то пиво, то свои поездки по миру, не платят налогов? Это неправильно», — приводит издание слова источника, близкого к администрации президента.

Инициатива вызвала недоумение как у самих блогеров, так и у специалистов по налоговому законодательству.

Эксперты отмечают, что депутаты сейчас пытаются изобрести новый закон в дополнение к уже существующему. В 25-й главе Налогового кодекса, посвященной налогам на прибыль организаций, в 264 статье НК упоминаются расходы на рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные сети, то есть через Интернет. «В Налоговом кодексе прописано, что любое физическое лицо обязано платить налог с полученных доходов», — говорит BFM.ru партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

При этом он подчеркивает, что доходы, полученные через Интернет, зачастую сложно поддаются администрированию. А значит, и затраты на отслеживание налогооблагаемой базы будут несоразмеримо выше, чем доход, который государство сможет получить с блогеров, предупреждает Костальгин.

«К примеру, блогер получил за свой пост 100 тысяч рублей, с него можно взыскать налог в 13% — это 13 тысяч рублей. Для этого необходимо отследить страницу, на которой был опубликован пост, подтвердить факт получения им денежных средств и через несколько судебных инстанций эти деньги взыскать. И все эти усилия ради 13 тысяч рублей», — говорит Костальгин.

Кто может попасть под раздачу

В России насчитывается несколько десятков топовых блогеров, которые зарабатывают на публикации рекламных постов, указывают BFM.ru эксперты.

Блогер Илья Варламов в своем блоге сообщает, что публикует в своем ЖЖ рекламные посты и маркирует их соответствующим образом. Стоимость одного рекламного поста Варламова — 50 тысяч рублей, включая все налоги. На Google plus его рекламный пост стоит 10 тысяч рублей.

Сергей Мухамедов, автор блога ottenki_serogo в Живом журнале сообщает, что репортаж о событии, на которое он «не собирался приходить», стоит 30 тысяч рублей. «Возможны наценки за унылость или сложность. О чем-то действительно стоящем я пишу бесплатно. А о фигне не пишу ни за какие деньги, пожалейте моего читателя», — пишет он.

«У меня были случаи, когда за меня платили компании, и они спрашивали мои данные, чтобы заплатить налоги. К известным блогерам, работающим с крупными компаниями, не придерешься. Там все в порядке (в плане уплаты налогов), — заверил BFM.ru Сергей Мухамедов. — Рекламный рынок в блогосфере наполовину серый, наполовину белый. И в данном случае депутаты решили «наложить лапу» на Интернет. Но при этом ясно, что никто никогда не докажет, был пост рекламой или нет. Если я пишу, что я езжу на машине Mercedes, то подозревать меня в том, что Mercedes мне заплатил за упоминание этой компании, — просто паранойя и ничто иное».

Блогер Дмитрий Терновский в ответ на просьбу прокомментировать намерение Госдумы обложить налогом блогеров, размещающих рекламу за деньги, иронизирует в Twitter: «А а троллей будут ловить УБЭПом?».

Новая инициатива законодателей руководителю LiveJournal Russia Илье Дронову представляется стрельбой из пушки по воробьям. «Госдума рассмотрит вопрос о блогерах, которые размещают рекламу в своих уютненьких. В плане налогообложения, конечно, — пишет он. — Нет, не подумайте, я ни в коем случае не против того, что бы граждане уплачивали НДФЛ со своих доходов, это правильно, даже когда государство так и не научилось оказывать качественные услуги за эти деньги. … Как думаете, каков общий годовой доход блогеров? Т.е. о какой сумме НДФЛ должна идти речь, чтобы с экономической точки зрения целая Госдума, а не местный налоговый орган, обсуждала вопрос о сборе этих средств?».

Давление на оппозицию

Политологи воспринимают предложение усилить контроль за доходами блогеров как попытку надавить на оппозиционеров, ведущих активную деятельность в Сети.

«Госдума уже приняла целый ряд законопроектов — о «черных списках» в Интернете, о митингах, об НКО. Это предложение [о налогах с блогеров] будет восприниматься как еще одна мера в череде законопроектов, наносящих удар по правам и свободам человека. Отслеживание налогов — это дело не Госдумы, а налоговых служб, — говорит в интервью BFM.ru директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. — Строго говоря, налоги, конечно, надо платить. Но в данном случае, мне кажется, что этот закон будет применяться избирательно — только к блогерам, неугодным властям. Правда, законопроект о клевете, который тоже уже одобрен, будет эффективнее в борьбе с такими блогерами, чем эти 13%».

Блогер Олег Козырев разделяет мнение, что эта мера в случае ее принятия будет применяться избирательно. По его мнению, государство таким образом «хочет нанести удар по сбору средств через блоги». Он не исключил, что теоретически она могла бы коснуться не только гражданских активистов, но и так называемых интернет-троллей, «которые берут по 80 рублей за пост».

«Чисто теоретически закон должен бы затронуть представителей прокремлевских движений. Другое дело, какой чиновник захочет их тронуть? Если где-то и заложено «троллить» Навального, но тогда я хотел бы посмотреть на такую строчку в бюджете», — заявил он в интервью «Независимой газете».

Сергей Мухамедов с ним не согласен. «Инокомыслящие и оппозиционные блогеры не ездят в пресс-туры и не пишут заказных постов. Здесь эти категории вообще никак не пересекаются», — сказал он BFM.ru.

В кошельках депутатов будут искать зарубежный след

Добавим, «Единая Россия» решила заняться финансовыми делами не только блогеров, но и своих коллег по нижней палате парламента. Так, сегодня вице-спикер Госдумы Сергей Железняк заявил, что в осеннюю сессию депутаты могут рассмотреть законопроект, в рамках которого в отношении депутата может быть инициирована проверка со стороны ведомственных органов, если он или его семья хранит на счетах в зарубежных банках более 50% своих сбережений.

«Граждане, отдавшие на выборах свои голоса за те или иные политические партии, в том числе и «Справедливую Россию», имеет право знать, не действуют ли их избранники в интересах иностранных государств», — цитирует Железняка пресс-служба «ЕР».

Инициатива вице-спикера стала ответом на заявление депутата от «Справедливой России» Ильи Пономарева, который предложил инициировать проверки сотрудниками ФСБ и следственных органов чиновников, хранящих более половины своих сбережений в банках за рубежом. Пономарев предложил это сделать, чтобы выяснить «не действует ли этот человек в интересах иностранных государств, а также не являются ли его родственники шпионами». «До осени у нас каникулы, как раз успеем разработать законопроект. Во власти же честные люди, на другие государства работает только оппозиция!», — заявил Пономарев.

«Единая Россия» решила в первую очередь заняться проверкой депутатского корпуса.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию