Промышленники намерены реформировать образование в РФ
Лента новостей
Специалисты обсуждают изменение стандартов, отсрочки для выпускников ПТУ, обучение заводчан за рубежом
Представители промышленного сектора, общественных организаций и профильные вузы намерены через комитет по промышленности внести предложения о стимулировании развития образования, связанного с высокотехнологическими отраслями промышленности. Речь идет о всех стадиях процесса — школах, средних профессиональных учебных заведениях, высших учебных заведениях, а также о дальнейшем росте специалистов промышленного сектора. Об этом сообщили участники расширенного заседания думского подкомитета по высокотехнологичным отраслям промышленности и ОПК в Иркутске, передает корреспондент BFM.ru.
Первый зампред комитета по промышленности, вице-президент Союза машиностроителей Владимир Гутенев напомнил, что после двухлетнего обсуждения правительство вносит в Госдуму законопроект об образовании. По словам депутата, сейчас в России «огромное количество экономистов, которые не знают, кто такой Стиглиц, и юристов, которые не знают, что такое римское право». На этой неделе Дмитрий Медведев заявил, что в нашей стране слишком много высших учебных заведений. Владимир Гутенев уточнил, что речь, скорее, идет о сокращении количества филиалов вузов — сейчас на один институт или университет в среднем приходится три филиала. «Наше образование должно стать более конкурентным и более качественным», — считает депутат.
Вместе с тем представители промышленной отрасли отмечали, что государство вкладывает огромные средства, в частности, в гособоронзаказ. Так, на закупку современных вооружений до 2020 года должно быть потрачено 20 трлн рублей, еще 3 трлн — на модернизацию оборонно-промышленного комплекса. Владимир Гутенев также напомнил, что разработан новый законопроект о Федеральной контрактной системе, он заменит 94-ый федеральный закон о госзакупках. В новом документе прописано, что на долю малого бизнеса должно приходиться не менее 10% госзакупок. В первом чтении также рассмотрен законопроект о гособоронзаказе, но комитет по обороне (возглавляет КПРФ) «попытался внести разнонаправленные поправки», поэтому в прошедшую сессию документ не успели рассмотреть во всех чтениях, сказал депутат. По его словам, главными задачами этих законодательных нововведений является повышение зарплат промышленникам, техническое перевооружение предприятий за счет собственных средств и формирование ими научных заделов. «Наша оборонка последние годы живет тем багажом, который был накоплен последнее время», — сказал Владимир Гутенев.
Специалисты отмечают, что государство намерено влить в модернизацию промышленности огромные суммы, однако специалистов для работы на конкурентоспособных заводах не хватает. В результате компаниям приходится самим организовывать курсы для рабочих и проводить дополнительную подготовку выпускников. Гендиректор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев рассказал, что 10 лет назад средний возраст сотрудников предприятия был 48 лет, сейчас ситуация исправилась — 39,5 года. А гендиректор компании «Российская электроника» Андрей Зверев говорит, что средний возраст у них — 52 года. Он также отметил, что на советских заводах с разваливающимися стенами молодые специалисты не хотят работать психологически. «Молодежь работать в старые стены в высокотехнологической промышленности не пойдет», — сказал он и добавил, что среднеотраслевая выработка в области электроники сейчас составляет 840 тысяч рублей, а на одном вновь отстроенном предприятии — 3,1 млн рублей.
В связи с этим эксперты выдвигают предложения по исправлению ситуации. Так, по их мнению, в новом законе необходимо изменить систему выделения приоритетных специальностей, необходимых для объявленной еще президентом Дмитрием Медведевым модернизации экономики. Напомним, финансирование одного студента составляет 60 тысяч рублей в год, а на приоритетных специальностях — 120 тысяч. Вместе с тем среди приоритетных нет ни судостроения, ни машиностроения, ни металлургии, ни вертолето- и самолетостроения, ни конструкторско-технологического обеспечения машиностроительного производства. Кроме того, Владимир Гутенев выдвинул инициативу об изменении подушевого финансирования в вузах на 4-5 курсах и об изъятии передаваемого вузам от производителей оборудования из налогообложения. Еще одна мера — увеличение финансирования начального и среднего профессионального образования. Ради этого некоторые думцы намерены даже поднять вопрос о предоставлении выпускникам профтехучилищ и колледжей технического профиля отсрочку от армии на один год — чтобы за этот год они пошли работать по специальности и набрали необходимый опыт. В случае, когда выпускник училища сразу идет в армию, после службы он уже теряет навыки.
Эксперты также корят реформу высшего образования (так называемый Болонский процесс), разделившей ступени на бакалавриат и магистратуру. «Мы по пути вхождения в Болонский процесс иной раз идем быстрее, чем страны Западной Европы», — сказал Владимир Гутенев. По его словам, немецкие технические университеты не форсируют полного вхождения в Болонский процесс, а британские вузы «фрагментарно» начинают возвращаться к своим прошлым стандартам. Депутат привел в пример сокращение срока преддипломного проектирования на инженерных специальностях с 12 до 5 недель. По словам профессора ВШЭ Иосифа Дискина, Болонский процесс фактически оставляет образовательное преимущество лишь одной стране — США.
Зарплату преподавателей в вузах специалисты считают «катастрофически низкой». По словам депутата, средняя зарплата доцента в московских институтах — 14-17 тысяч рублей, а учителей в школах — 58 тысяч рублей.
А вот к инициативе о стажировке студентов в вузах участники заседания отнеслись по-разному. Владимир Гутенев напомнил, что Дмитрий Медведев говорил о необходимости до 2020 года направить на стажировки за рубеж 100 тысяч студентов. Некоторые эксперты опасаются, что бюджетные вложения в эти стажировки пропадут даром. «Нам следовало бы за счет государства компенсировать затраты предприятий по отправке специалистов за конкретными знаниями на учебу за рубеж. Вероятность невозврата из-за рубежа этих людей в разы меньше», — сказал депутат. В свою очередь профессор ВШЭ и председатель комиссии Общественной палаты по развитию гражданского общества Иосиф Дискин поднял и связанную с этим проблему. По его словам, срок технологических циклов в современном мире все более сокращается, поэтому «нужно подпитывать высокотехнологические сектора новыми продуктами и технологиями». А содержание образовательных программ отстает от современного производства, пожаловался ректор Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета Иван Головных.
По словам Ивана Головных, России необходимо срочно завершить разработку профессиональных стандартов высокотехнологических производств. Он уточнил, что в правительстве было решено подготовить около 800 подобных стандартов, а на апрель 2012 года их было всего 69. В результате корпорации пошли по пути создания собственных профессиональных стандартов. Иван Головных привел в пример собственный вуз, где такие компании как ТНК-ВР и «Иркутскэнерго» ведут подготовку студентов старших курсов по своим программам. Ректор также предложил существенно повысить весомость таких факторов как мнение работодателей и объем НИОКР в системе оценки вузов.