А. Костин: «Россия может зарабатывать десятки миллиардов на транзите. Нужно поднимать Дальний Восток»
Лента новостей
Во Владивостоке начался саммит АТЭС. О перспективах саммита в интервью Business FM рассказал председатель делового саммита АТЭС и глава ВТБ Андрей Костин
Во Владивостоке начался саммит АТЭС. Сегодня проходит его деловая часть, предваряющая встречу глав государств АТЭС.
О перспективах саммита в интервью Business FM рассказал председатель делового саммита АТЭС и глава ВТБ Андрей Костин. С ним беседовал главный редактор Business FM Илья Копелевич.
Копелевич: Что главное в российской повестке в отношениях с Азией: вопросы транспорта, энергетики, финансовые привлечения инвестиций?
Костин: Для нас, да и вообще, сегодня вопросы, на которых Россия сконцентрировалась, это вопросы транспортной логистики, продовольственной безопасности, вопросы инновационных технологий. Финансовую стабильность мы не могли обойти, потому что это вопрос, который традиционно, может быть, не очень активно обсуждался в рамках АТЭС, но сегодня вышел на повестку дня активно, и есть необходимость заняться им более плотно, чем раньше.
Копелевич: Если говорить о вопросах финансовой стабильности, то в последнюю неделю все обсуждали китайскую статиcтику, разговоры о жесткой посадке, ваш взгляд на эту тему? Каково положение в китайской экономике, влияние китайского фактора для нас?
Костин: Аналитики нашего банка не прогнозируют жесткую посадку китайской экономики, мы видим темпы роста экономики Китая в этом году не ниже 8%, а в следующем году, может быть, чуть ниже — 7,2, но это позволяет нам говорить о достаточно приемлемом уровне экономического роста Китая, региона в целом, потому что есть и другие страны. Здесь я беседовал с представителями Индонезии, которые перехватывают у нас эстафетную палочку, с точки зрения председательства в АТЭС. Экономика Индонезии, а это тоже экономика, 250 млн человек проживает в Индонезии, развивается успешно в последнее время, быстро. Как раз, невзирая на кризис, отрицательный экономический рост в Европе в этом году за счет Азиатско-Тихоокеанского региона нам удастся иметь в мировой экономике приличный экономический рост, позволяющий говорить о том, что те негативные явления, которые имеются в Европе, они будут сдемпфированы, и мы не получим вторую волну кризиса и столь жесткую посадку, как мы получили ее в 2007-2008 годах.
Копелевич: Индонезия в какой-то степени является для России не столько потребителем товаров, сколько конкурентом. Там уголь начинают разрабатывать, и все это для китайского рынка. А мы никак не можем достроить БАМ и довезти уголь до Китая. Эта тема для сегодняшнего дня и этого делового саммита актуальна? Нет впечатления, что за китайский энергетический рынок нам предстоит бороться с той же Индонезией, Австралией?
Костин: Надо это всегда иметь в виду, надо бороться за энергетические рынки, и сырьевой, это одна сторона медали. Другая, то, что высокие цены на энергоносителей заставляют крупнейших потребителей, прежде всего, США, искать альтернативу. Я бы не исключил, что через какое-то время, через десятилетие, эти решения будут иметь место. Поэтому нам крайне необходимо вести перестройку экономики. У нас не так много времени, чтобы получить сбалансированную экономику и, может быть, не только продавать нефть, но и игрушки, как Китай, более устойчивая товарная группа, потому что игрушки будут всегда потреблять, а нефть - неизвестно, сколько и когда. Поэтому в этом рынке бороться надо. Но здесь нет альтернативы. Мы видим, и страны залива начинают активно разрабатывать газ, мы видим и другие страны делают инвестиции в нефть и в газ. Довольно активно идет поиск альтернативных, в том числе сланцевых газов, сланцевой нефти, здесь нет места для самоуспокоенности.
Копелевич: До Азиатского региона мы не все можем пока довезти. Мы построили трубу нефтяную, мы планируем какие-то газопроводы, но мы не можем там до сих пор в полной мере уголь и металл до Китая довезти. Почему эта тема до сих пор не решена, есть какие-то идеи, как это можно решить? Транспортная оторванность в какой-то степени делает сырьевые товары российские товары менее конкурентоспособными.
Костин: Почему не можем? Потому что транспортная инфраструктура требует больших инвестиций. Нужны крупные деньги, чтобы строить современные железные дороги, которые должны работать четко, должны доставлять груз вовремя, нужны хорошие процедуры таможенные и все другие, чтобы снять административные препятствия для движения грузов. Нужна четкая система диспетчерская, чтобы эти грузы нигде не могли задержаться, отстать, в этом суть вопроса. А это все требует и денег, и организационную работу. Вообще, российский коридор, это огромный потенциал денег, но известно, что Россия в большей степени всегда ориентировалась на Европу, как крупнейшего торгового партнера. Это относилось и к энергоносителям, и к другим видам ресурсов промышленно-товарной группы, если такие имелись в части экспорта. Инфраструктура там развита лучше, да и плечо там короче. Но, согласен с тем, что акватория Тихого океана очень сильно объединяет государства. Личный опыт, небольшие личные сюжеты иногда больше свидетельствуют, чем статистика. Я довольно много провел времени на острове Русский, во Владивостоке, и в один из дней знакомые знакомых бизнесменов пригласили немножко покататься, на рыбалку. У них довольно небольшие моторные катера, но где они их покупают? В Австралии. Для них Австралия здесь более близка и понятна, чем Финляндия или Германия. Потому что есть единая акватория, по ней из Австралии они доставляют груз в Китай, а из Китая они сами садятся и гонят эти катера, или из Японии гонят катера за сутки. Все-таки общность и близость за счет морской транспортной артерии существует, и, конечно, надо использовать, и это самый и дешевый, и эффективный все равно транспорт на сегодня, перемещение грузов. Поэтому этот фактор был очень недооценен нами, потому что возьмите Сингапур. Сингапур стал ведущей экономикой мира, в общем-то, сначала только на одном, на том, что он был портом, который обслуживал мировые товарные потоки. Только потом там уже оживился и финансовый центр, и все остальное. Поэтому это, конечно, для России очень хороший пример. А с учетом того, что мы можем и северным морским путем перебрасывать, и по «железке» в Европу — это, в общем-то, десятки миллиардов долларов, если не больше, которые Россия может заработать, с одной стороны, как транзитное государство, с другой стороны, иметь...
Копелевич: Использовать для поставки собственных грузов, и сделать их более конкурентоспособными, поскольку можно доставить. Вот, раз вы провели много времени здесь, скажите, на ваш взгляд, те деньги, которые вложены в мост, в дорогу, в остров Русский, все, о чем говорят и пишут. Вот это все, что построено и на что потрачены деньги, оно реально для развития Владивостока, как инфраструктурного центра что-нибудь сыграет?
Костин: Конечно, сыграет. И университет сыграет, потому что столь крупный комплекс образовательный, научный - это очень важно. И инфраструктура, и аэропорт, который построили чуть раньше, и транспортные магистрали, безусловно, очень важно, но, наверное, недостаточно. Но, с другой стороны, это очень важный шаг. Это толчок, я в этом абсолютно уверен. Я сам с подозрением всегда отношусь к такого рода разовым инвестициям, но, мне кажется, что в данном случае абсолютно оправданные инвестиции.
Копелевич: Чего не хватает Владивостоку, чтобы, я не скажу, как Сингапур развиваться, но, тем не менее, если побывать в Сингапуре и побывать во Владивостоке - разница огромная. Что Владивостоку, в первую очередь, нужно?
Костин: Надо развивать и порт, надо развивать целый ряд отраслей. Я бы сказал, что нужно строить предприятия по обработке того сырья, которое может быть сюда транспортировано, в том числе по нефтепроводу или газовое сырье, которое здесь будет добываться. Поэтому нужно строить промышленность на базе этого сырья, надо поднимать энергетику, безусловно, ну, и надо делать, действительно, очень мощную логистическую инфраструктуру, которая позволила бы обслуживать не только этот регион, но и обслуживать те товарные потоки, которые бы проходили транзитом через порты не только Владивостока, но и всего нашего тихоокеанского побережья. И нужны люди, конечно, квалифицированные кадры, подготовка их. Это могут быть люди и живущие здесь, это могут быть и некие программы привлечения дополнительных кадров. Мне кажется, нужно поднимать Дальний Восток очень серьезно, и Восточную Сибирь, вот этот регион, который должен быть частью России, безусловно, но такой азиатско-тихоокеанской.
Копелевич: Несколько вопросов на банковскую тему. У нас, начиная с весны, все граждане видят очень высокий рост депозитных ставок. У нас впервые за два десятилетия депозитные ставки крупнейших банков, а не только маленьких, держатся выше инфляции. Долго ли это продлится и о чем это говорит?
Костин: К сожалению, для экономического роста какой-то тенденции для снижения ставок, будь то кредитные, будь то депозитные, мы не наблюдаем. Более того, сейчас, когда темпы инфляции могут казаться выше, чем прогнозируемые раньше, вот заговорили о том, что, наверное, политика ЦБ по снижению, такому медленному, но, тем не менее снижению ставок, она закончилась. И, скорее, можно ждать повышения учетной ставки, чем наоборот. Это как бы одна причина, почему банки сегодня пытаются как-то заручиться поддержкой держателей депозитов. С другой стороны, хотя сегодня мы не испытываем кризиса ликвидности, но определенная стесненная ситуация с ликвидностью наблюдается на рынке. Банки довольно много заимствуют денег у ЦБ, по операциям РЕПО. Это тоже говорит о том, что банки стараются сохранить или упрочить свою депозитную базу привлечения средств.
Копелевич: Спрос на кредит, собственно говоря, есть. Если привлекаются депозиты по высокой ставке.
Костин: Спрос на кредиты есть, особенно, если вы посмотрите, у нас по банковскому сектору очень быстро растут кредиты населению, ипотечные, потребительские. В определенной степени мы даже сегодня говорим о потребительском буме. Так что спрос пока есть. В промышленности он несколько ниже, и я думаю, промышленности можно быть тоже поаккуратнее, потому что все-таки ситуация сейчас не очень способствует такому быстрому экономическому росту, поэтому надо правильно взвешивать, оценивать риски. А так, спрос есть, деньги есть куда размещать.
Копелевич: Нет ли тоже своего рода опасности в этом буме потребительском?
Костин: Понимаете, в перегреве экономики всегда есть опасность. Вопрос только, где разница между динамичным ростом и перегревом? Я пока не вижу признаков перегрева в российской экономике — это, во-первых. Во-вторых, я еще хотел сказать, что в принципе, усиление депозитной базы российских банков — это неплохо, потому что мы сегодня очень мало зависим от внешнего заимствования, что хорошо, на случай, если в Европе ситуация примет совсем катастрофический сценарий. Поэтому российский банковский сектор сегодня достаточно устойчивый. Может быть, постепенно будет усиливаться проблема с капиталом, потому что рынок капитала сегодня действительно закрыт. Вы видите, сегодня и «Сбербанк» не может разместиться, и привлечение сегодня капитала на внешних рынках затруднено, но ситуация с ликвидностью приемлемая абсолютно, и ситуация с рисками тоже приемлемая. Поэтому до конца этого года и начало следующего года, у нас пока нет большой озабоченности, что касается банковского сектора.
Копелевич: Последнее. «Сбербанк», Греф сделал заявление, что, возможно, эта осень как раз предоставляет окно для возможной продажи 7% пакета акций. Что касается пакета акций ВТБ, который тоже по плану должен быть приватизирован. Вы не ищете пока такое окно?
Костин: Вы знаете, я такого плана, честно говоря, не видел, я в правительстве тоже беседую. Дело в том, что ВТБ четко, в установленные сроки правительством, даже раньше, в феврале 11 года провел продажу государственного пакета. Не наша вина в том, что мы сегодня стоим в очереди. Мы говорили с правительством, правительство считает, что приватизация «Сбербанка» должна состояться сейчас. Поэтому мы как бы ждем. Мы в хвосте очереди, и поэтому вопросы о приватизации банка ВТБ не ко мне сегодня.
Копелевич: Спасибо. Держитесь курса!
Business FM