16+
Суббота, 14 декабря 2024
  • BRENT $ 74.35 / ₽ 7690
  • RTS756.93
7 сентября 2012, 13:29

Арктику продолжают бурить, несмотря на протесты «Гринписа»

Лента новостей

Сегодня стартует бурение на хребте Менделеева. Геологоразведочные работы позволят расширить границы континентального шельфа России

Очередной этап освоения Арктики. Сегодня стартует бурение на хребте Менделеева. Геологоразведочные работы позволят расширить границы континентального шельфа России. Однако эксперты отмечают, что добывать нефть в Арктике трудно, дорого и небезопасно. Что даст стране приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 млрд тонн условного топлива?

Дискуссия вокруг работ в Арктике была бы не столь заметна, если бы не экологи. «Гринпис» регулярно устраивает акции, требуя остановить бурение арктического шельфа. Условия там экстремальны, а технологий, чтобы ликвидировать последствия разливов нефти в условиях Арктики, не существует. При этом экономической выгоды для России нет совсем, считает координатор арктической программы «Гринпис Россия» Роман Долгов:

«Даже на пике арктическая нефть, добываемая на российской части шельфа, будет составлять менее 3% от того, что добывает Россия ежегодно, то есть это капля в море. В том же бюджете это будет десятая, а может и сотая доля процента. При том, что денег бюджет от разработки не получит, добывать нефть в Арктике очень дорогое и опасное занятие. И экономическая рентабельность возникает лишь, если компания получит масштабные налоговые льготы».

Таяние льдов в Арктике задачу геологоразведчикам облегчает. Но проекты все равно заходят в тупик. Например, разработка Штокманского месторождения в 600 км от побережья России. Партнеры — французская Total и норвежская Statoil — согласились, что условия работы слишком сложные.

Большинство компаний пугают издержки — соблюдение экологических стандартов, траты из-за отсутствия инфраструктуры. А вот гарантии прибыли нет. О рентабельности разработки шельфа рассуждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Шельф — это стратегическая ориентировка и, с учетом того, что сухопутные традиционные промыслы истощаются, газовым концернам придется идти на морские участки и их осваивать. Вопрос в настоящее время о рентабельности этих месторождений сопряжен, в первую очередь, со стоимостью барреля нефти, то есть мировыми котировками. Условно принято считать, что когда нефть дороже 100 долларов за бочку, то освоение шельфовых проектов, в том числе сложных арктических становится выгодно».

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев согласен, что экономический смысл в разработке Арктики есть:

«Все подобные проекты рассчитываются исходя из очень жесткой экономической модели. Например, насколько я знаю, эти проекты считались, чуть ли не на 40 долларов за баррель, притом, что мы с вами сейчас видим 110. Нельзя говорить, что эти проекты нецелесообразны, экономически они как раз целесообразны».

Однако эксперты предупреждают, что запасы нефти могут оказаться гораздо меньше прогнозируемых. Россия с 2001 года претендует на участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. Ученым еще надо доказать, что эти хребты — продолжение континентального шельфа России.

Светлана Чередникова, Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию