Олимпиада в Сочи: обратный отсчет
Лента новостей
«Жаркие. Зимние. Твои.» — лозунг Олимпиады в Сочи представлен сегодня, за 500 дней до начала зимних олимпийских игр. В блогерском сообществе он вызвал ряд уничижительных ассоциаций. Маркетологи предупреждают, что олимпиада может быть убыточной
За 500 дней до начала Олимпиады в Сочи Оргкомитет представил официальный слоган игр 2014 года — «Жаркие. Зимние. Твои.» в русском и Hot. Cool. Yours — в английском вариантах.
«Лозунг отражает национальный характер России, ценности бренда «Сочи - 2014», а также прогрессивность и новаторский подход к организации и проведению Игр», — говорится в официальном пояснении к лозунгу, опубликованному сегодня на сайте оргкомитета «Сочи-2014».
«Динамическая» часть слогана «Жаркие. Зимние» дает возможность создания множества индивидуальных слоганов для любых рекламных кампаний олимпийского проекта, а постоянная часть слогана — «Твои» — служит преемственности коммуникации в различных рекламных кампаниях.
Слово «Жаркие» отражает накал спортивной борьбы и зрительских страстей и указывает на то, что игры пройдут в южном курортном городе Сочи. Слово «Зимние» в том числе отражает традиционность восприятия России в глазах всего мира. «Слово «Твои» символизирует сопричастность и сокращение расстояний до очень далеких событий, говорит о том, что Игры — это масштабный комплексный проект, который, тем не менее, позволит каждому радоваться победам, испытывать гордость и сопереживать», говорится в заявлении оргкомитета. Также оргкомитет отмечает, что точка после каждого слова в слогане «проводит параллель с высокими технологиями (.ru) и эмблемой зимних Игр в Сочи».
Президент Оргкомитета «Сочи - 2014» Дмитрий Чернышенко считает, что слоган «получился очень личным, близким каждому».
Однако у зампреда комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Роберта Шлегеля лозунг не вызывает «особо положительных и отрицательных эмоций». «Что-то такое невнятное, парадоксальное, к России имеющее какое-то отношение только словом «Сочи» в конце слогана. Я бы не стал брать этот за основу. Он не плохой, но у меня он суперположительных эмоций и каких-то ассоциаций с Сочи пока не вызывает. Это что-то такое сугубо неодухотворенное, даже не имеющее никакой цели. Какого-то желания задуматься нет. Объема в нем нет», — заявил он BFM.ru.
Радиостанция Business FM напоминает, под какими слоганами проходили Олимпийские игры ранее. К примеру, летняя Олимпиада в Сиднее в 2000 году прошла под девизом «Раздели дух». В 2004 году Игры в Афинах прошли под девизом «Добро пожаловать домой». Турин в 2006 году встречал олимпийцев слоганом «Здесь живет страсть». Пекин в 2008 году — «Один мир, одна мечта». В 2010 году на Зимних играх в Ванкувере слоган на английском языке переводился как «с пылающими сердцами», на французском «к блестящим подвигам». Олимпиада в Лондоне прошла под слоганом «Вдохновляя поколение».
Блогерский юмор
Лозунг «Жаркие. Зимние. Твои» вызвал волну обсуждения в блогосфере. Отзывы в основном ироничные. Вот несколько из них.
«Жаркие. Зимние. Твои». Это не слоган борделя для иностранцев — это девиз Олимпиады в Сочи!».
«Ребята! Ад сочинской олимпиады уже начался. Девиз Сочи 2014 –«Жаркие.Зимние.Твои» Нет, это не реклама горячих туров по Египту. Нет».
«Жаркие. Зимние. Твои. Варежки и т.д.»
«Слоган Олимпийских игр 2014 года в Сочи «Жаркие. Зимние. Твои» За что ты оставил нас, Господи?»
Породил он и несколько политических шуток и вдохновил на создание фотоколлажей.
«Слоган не вызывает отторжения, к нему нет никаких претензий. Хотя в английском варианте он звучит интереснее», — говорит BFM.ru Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов.
Реакцию блогеров он считает предсказуемой: «Если бы Александр Сергеевич Пушкин был жив, его сказки тоже разобрали бы на фотожабы и нашлось бы полторы сотни блогеров, которые бы объяснили, какой он глупый человек, и как все плохо делает. Тут что не предложи: хоть «Отче наш», хоть слоган Coca-Cola, всегда найдутся те, кто обсмеют, не потому, что что-то неудачно, а потом что природа этого сообщества такова».
«Слоган запустили заблаговременно. Российская блогосфера позлословит, а после примет и прочувствует», — говорит BFM.ru Николас Коро, главный куратор Исследовательского центра брендменеджмента и брендтехнологий.
Сыграет ли слоган
Если отвечать на вопрос, понравится ли это целевой аудитории, которая будет платить за билеты и являться потребителем рекламы во время трансляций соревнований, то слоган можно воспринимать как прорыв и тройную победу, полагает Николас Коро.
«Что хорошего в лозунге? Личностная ориентация. Его нельзя рассматривать в отрыве от общей информационной кампании, которая будет нарастать с каждым месяцем. Все информационные каналы будут говорить об Олимпиаде как о неком национальном прорыве, подразумевая надежду на получение наград. На этом державном фоне пойдет слоган, что это все — твое. Это, безусловно, удачное решение. «Жаркие и зимние» — для россиян игра слов. Для людей, которым это будут переводить, это будет восприниматься как оксюморон — загадочная русская душа, кладезь противоречий. Но лично мне не нравится. Потому что это нарочито, излишне двусмысленно и излишне заигрывает. Как эксперт скажу — да, это прорыв нашего комитета. Они смогли понять, что необходимо, чтобы олимпиада воспринималась как свое родное и страстное, а значит, жаркое. Это обещание баталий, обещание зимы и личностного восприятия. Это тройная победа».
Об удачности слогана можно будет говорить уже после проведения игр, когда будут произведены подсчеты заработанного на сувенирной продукции и туристических трат, указывает Березин. «Сейчас подсчитывают результаты лондонских игр. Получается, что потратили на 40% больше, чем планировали. И наши игры будут такие», — говорит он.
Сегодня The Guardian сообщила, что на сувенирной продукции лондонской олимпиады продавцы рассчитывали получить прибыль в 2 млн фунтов стерлингов, а вместо этого зафиксировали убыток в 1 млн фунтов. Отели Лондона отмечали сокращение числа бронирований по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи театральных билетов упали на 20%, сокращение числа клиентов зафиксировали и лондонские рестораторы. Хотя перед началом игр премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заверял, что за четыре года благодаря Олимпиаде страна сможет выручить дополнительно 13 млрд фунтов стерлингов.
В случае с Сочи организаторы и партнеры пока настроены оптимистично. К настоящему моменту «Оргкомитет «Сочи-2014» за счет партнеров уже привлек 1,2 млрд долларов, сообщил на минувшей неделе на инвестфоруме в Сочи Дмитрий Чернышенко.
«На поприще маркетинговых достижений организаторы игр в Сочи побили все рекорды с точки зрения количества партнеров», — заявил он.
Правда, аудиторы Счетной палаты предупреждают, что траты на подготовку к Олимпиаде могут существенно вырасти. В августе этого года на имя вице-премьера Дмитрия Козака Счетна палата направила письмо, в котором говорилось, что основные исполнители проекта затягивают сроки выполнения работ по подготовке олимпийских объектов и не исключено, что, в конце концов, правительство должно будет тратить дополнительные средства на то, чтобы сдать объекты в срок.
Всего в этом году строители должны завершить и сдать 135 объектов. Стоимость стадиона в Сочи — самого сложного объекта строительства — за последние три года выросла с 7,5 млрд рублей до 15,5 млрд рублей. Затем олимпийские застройщики требовали увеличить смету строительства стадиона до 23,5 млрд рублей. В августе этого года по фактам завышения сметы центрального стадиона и санно-бобслейной трассы были заведены два уголовных дела.
В настоящее время общая стоимость строительства олимпийских объектов Сочи-2014 составляет около 1,4 трлн рублей.