16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.04 / ₽ 8193
  • RTS1187.86
26 сентября 2012, 11:44 ОбществоПерсоны

В чем причина страха русских предпринимателей

Лента новостей

Израильский профессор Ицхак Адизес, ставший «звездой» первого дня форума «Сочи-2012», прислал в редакцию Business FM письмо на имя Дмитрия Медведева, в котором дал ответ на «очень важный вопрос»

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Как уже сообщал BFM.ru, на инвестфоруме «Сочи-2012» одним из «звездных» событий стало выступление израильского профессора Ицхака Адизеса. Однако отведенного ему времени оказалось недостаточно, чтобы подробно ответить на ряд значимых вопросов.

Спустя пять дней профессор Адизес прислал в редакцию Business FM открытое письмо на имя премьер-министра Дмитрия Медведева, которое озаглавил «Продолжение моего выступления на пленарном заседании на Инвестиционном форуме в г.Сочи»

В письме говорится о желании профессора ответить на очень важный вопрос, который был задан модератором пленарного заседания Сергеем Гуриевым: «Что, по Вашему мнению, является причиной страха русских предпринимателей?».

— Этот вопрос был мне задан после того, как я рассказал о том, что я часто выступаю в разных странах с презентациями, и, если мои слайды по ошибке не соответствуют тому, что я говорю, то в США мне об этом скажут минут через 10 – деликатно и с уважением, в Израиле — через 30 секунд начинают кричать «идиот», в России — покорно дослушивают до конца – в зале тишина. Здесь в России в крупных компаниях, когда заходит любой начальник, то все сразу же притихают. Это все-таки не дисциплина, это — страх.

Что же является причиной подобного поведения?

Я рад, что могу ответить на этот вопрос лично Вам, господин Премьер Министр, потому что, возможно, Вы единственный человек, кто может повлиять на эту ситуацию и разрешить ее.

По моему мнению, среди прочих других причин, есть две главные причины страха.

Первая.

Воспоминания о прошлом.

Тот опыт, который мы когда-то пережили, даже если на данный момент все хорошо, продолжает влиять на наше поведение — сознательно или подсознательно. Например, человек, потерявший в автомобильной аварии ноги. Он закричит, если вы продемонстрируете готовность ударить его по ногам, хотя их уже нет. Используя эту аналогию, я скажу, что Россия пережила страшную аварию, и нанесенная ей травма до сих пор влияет на поведение людей.

Я говорю об эпохе сталинизма.

Это было время, когда брат шпионил за братом, муж за женой, жена за мужем. Даже дети шпионили за своими родителями.
Я помню, когда мне было 10 лет в Югославии, я был пионером и носил красный галстук. Командир нашего отряда сказал мне, что мой настоящий отец Тито и что я должен шпионить за своими родителями. И если я услышу, что они говорят что-то против Тито, я должен немедленно сообщить об этом в полицию.

Это придумали не в Югославии. Это пришло непосредственно из Советского Союза.

К чему приведет такое поведение? Какое влияние это оказало на общество?

Это создало атмосферу подозрительности и страха, в которой люди живут до сих пор.

Изучая проблемы России, я заметил, что люди здесь в первую очередь задаются вопросом: «КТО виноват? КТО ошибся?» И почти все время уходит на то, чтобы разобраться не в том, КАК решить проблему, а в том, КТО ее создал. Часто это превращается в охоту на ведьм.

Я расскажу реальную историю.

Это случилось недавно в Восточной Германии с одним из моих сертифицированных консультантов. Уже прошло больше 20 лет с тех пор, как Германия объединилась. Можно было бы предположить, что страх уже в прошлом. Уже нет причин бояться. Но не тут-то было: мой консультант обнаружил в национальном сознании страх.

Чтобы разогреть аудиторию, мой консультант обычно задает всем участникам, незнакомым друг с другом и сидящим полукругом, какой-нибудь простой вопрос о его жизни. Совершенно безобидное упражнение для того, чтобы люди просто расслабились. На Западе люди обычно рассказывают о своих хобби, путешествиях или приключениях молодости.

Люди из Восточной Германии молчали. Никто ничего не хотел рассказывать.

Во время перерыва консультант моего института спросил одного из участников, почему он не захотел говорить.

Мужчина подозрительно посмотрел на него и спросил: «А как вы собираетесь использовать эту информацию?»

Вы видите страх?

Россия получила серьезную травму, и опыт прошлого мучает ее до сих пор. Как исцелить эту травму? Надо снова ее получить. Чем больше мы отрицаем негативный опыт, стараясь его забыть, тем дольше он остается с нами.

Один из путей начать это делать – это построить в центре Москвы Национальный музей эпохи сталинизма. Он расскажет в деталях людям об их национальной истории. Ничего не должно быть в тайне. Посещение этого музея должно стать частью образовательной программы и никто не должен покидать школу без этого знания.

В Москве есть такой музей. Это Музей истории ГУЛага напротив гостиницы «Марриотт Аврора». Это самый ветхий и плохой музей, который я когда-либо видел. Он, по всей видимости, существует лишь на частные пожертвования. Это также должно быть изменено.

Работа с травмами этим способом, а также другими поможет растворить и ослабить тревожность, которая до сих пор владеет национальным сознанием. Это необходимо сделать, если Вы хотите способствовать инновациям и предпринимательству. Ведь ничто не может процветать в атмосфере страха.

Все — потенциальные преступники

Когда страна, как, например, Россия, переживает много изменений, правительство издает много новых законов. По одному и тому же случаю плюс к старым законам появляются новые, часто они противоречат друг другу. В итоге предприниматели просто не знают всех законов; и даже если они их знают, все равно так много законов, которые противоречат друг другу, что трудно определенно знать, что правильно и законно, а что нет.

В результате все бизнесмены в чем-то виноваты, и часто они даже не знают в чем именно.

Если чиновники решают кого-либо засудить, неважно по какой причине, то они всегда могут найти повод – нарушение какого-либо из многочисленных и противоречащих друг другу законов и посадить предпринимателя за решетку.

Люди живут в состоянии постоянной паранойи: что я сделал неправильно и когда меня осудят?

Предприниматели и топ-менеджеры в этой ситуации имеют три варианта: уезжать из страны; оставаться в стране, но выводить из нее свои активы; быть поближе к власти, заручаясь ее защитой. Или жить в страхе.

Что же делать?

Мое предложение, господин Премьер Министр, таково: назначить самого старшего Вице-Премьера, чтобы он возглавил хорошо финансируемое министерство, которое бы осуществило анализ всех законов, процедур, правил во всех министерствах и региональных органах власти, определило бы, какие законы устарели, какие противоречивы, и какие бессмысленны. Задание: навести порядок!

Это будет правильным шагом в правильном направлении — убрать страх, потому что тогда будет яснее, за что предприниматель несёт ответственность, а за что нет.

Но это даже даст больше. Это существенно снизит коррупцию, потому что неуправляемая бюрократия провоцирует коррумпированных людей извлечь выгоду из беспорядка, беря взятки и деньги для того, чтобы система работала.

Сейчас Вы боретесь с коррупцией путем преследования виновных. Это все равно, что убивать комаров. Вместо того, чтобы убивать комаров, осушите болото, в котором они разводятся.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию