За оскорбление чувств верующих будут сажать на пять лет
Лента новостей
Законопроект об ужесточении наказания за оскорбление чувств верующих внесен в Госдуму. Эксперты рассматривают его как способ противодействия критикам РПЦ в первую очередь. Они не исключают, что Церковь будет защищаться и с помощью силовых структур
Законопроект, предусматривающий наказание за разжигание религиозной розни, внесен в Госдуму. Он предполагает ввести уголовное наказание сроком до пяти лет лишения свободы за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь.
Сейчас подобные прегрешения в российском законодательстве рассматриваются как административное правонарушение, в качестве наказания применяется административный штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей (ст. 5.26 КоАП «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»).
Законодатели предлагают увеличить штрафы в десятки раз, а также дополнить Уголовный кодекс статьей «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан». Нарушителям может грозить максимальное наказание в виде лишения свободы на пять лет, обязательные работы на срок до 400 часов или штрафы до 500 тысяч рублей.
Ужесточить наказание за оскорбление чувств верующих законодателей вынудили «последние громкие события» в России и мире, пояснил в интервью Business FM Ярослав Нилов, глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций.
«Последние громкие события, которые происходят не только в России, но и по всему миру, заставляют нас, законодателей, немедленно реагировать, чтобы государство взяло на себя функцию по наведению порядка. В противном случае улица начнет наводить порядок, — говорит он Business FM. — Сегодня, если я сяду у синагоги и начну публично рвать Тору, этим я буду оскорблять чувства верующих, и этим я буду осквернять религиозную или богослужебную литературу. Сегодня я понесу ответственность в размере административного штрафа от 500 до 1000 руб. В случае принятия законопроекта, за такие действия будет первичное задержание, дальше — на усмотрение следственных органов».
Перечень взаимных обид
С начала этого года в России и по всему миру прошло несколько акций, которые могут квалифицироваться как оскорбляющие чувства верующих. Так, за участие в панк-молебне в Храме Христа Спасителя участницы группы Pussy Riot — Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич — получили по 2 года лишения свободы. 1 октября в суде начнется рассмотрение жалобы на приговор.
В июле в Казани был убит начальник учебного отдела Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Валиулла Якупов и совершено покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова.
В нескольких городах России были спилены православные кресты, а также осквернены иконы. Критике подвергался патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также РПЦ, когда общественности стали известны подробности тяжб за «пыльную квартиру» патриарха, судебных тяжб РПЦ с рядом детских учреждений за земельные участки.
В сентябре прошла серия антиамериканских погромов в Ливии, Йемене, Египте, Греции и ряде других стран. Их спровоцировало появление в Сети ленты «Невинность мусульман», которую снял проживающий в США Сэм Бэджил. Мусульмане сочли фильм оскорбляющим чувства пророка Мухаммеда.
В Бенгази в результате погромов был убит американский дипломат Кристофер Стивенсон.
В России после того, как фильм был выложен на Youtube, заговорили о возможной блокировке этого сервиса (что, впрочем, опроверг глава Минкомсвязи Николай Никифоров). Накануне стало известно, что в Москве может пройти митинг против цензуры в Интернете и запрета доступа к YouTube. Тверской суд Москвы 1 октября планирует рассмотреть по существу иск о признании экстремистским фильма «Невиновность мусульман». Если это произойдет, его «прокат» в Сети будет противозаконным.
Отвечать придется за провокации
Внесению законопроекта о защите религиозных чувств граждан России в Госдуму предшествовало принятие 25 сентября соответствующего заявления. BFM.ru выяснил, где проходить грань, которая отделяет то или суждение, поступок, то или иное художественное произведение от «оскорбления» чувств верующих.
Ярослав Нилов пояснил, что в законе будет предусмотрена ответственность только за провокационные действия. По его словам, провокация это или нет, будут решать следственные органы и суд.
Однако эксперты высказывают опасения, что новая статья УК может интерпретироваться вольно. «Естественно, что закон может привести к злоупотреблениям статьей. Не очень понятно, как определить, насколько оскорблены чувства верующих. Ведь мы имеем дело именно с чувствами, а не с чем-то рациональным. Соответственно, и трактовать этот закон можно будет, как угодно, — говорит BFM.ru Александр Аверюшкин, редактор рубрики «Религия» журнала «Скепсис», кандидат философских наук и преподаватель МГУ. — Почему мы не говорим о неверующих, об оскорблении чувств атеистов, агностиков, скептиков? Разные бывают веры, мировоззрения, давайте тогда не будем забывать и о них».
Аверюшкин отмечает, что законопроект появился в первую очередь потому, что РПЦ «играет очень серьезную роль в политической жизни государства, и выступления против религиозных организаций приравниваются к выступлению против самого государства».
Эксперт уверен, что закон делается исключительно под РПЦ: «Почему-то когда несколько лет назад в синагогу в Москве ворвался человек с ножом, никто ничего делать не стал. Ни о каких оскорблениях, ни о чем речь вообще не шла. Когда сейчас скандал за скандалом разгорается вокруг РПЦ, мы говорим о том, что оскорбляются чувства верующих».
Он не исключает, что какие-то силовые методы защиты для церкви, скорее всего, будут использоваться. «Религиозные организации, в первую очередь, РПЦ, сейчас имеют в качестве своих сторонников силовые структуры, например, казачество. Данный закон — еще одна репрессивная мера, под которую можно будет «подверстывать» очень много на критику в адрес РПЦ».
«Это добрый знак»
В РПЦ сочли появление законопроекта свидетельством «трепетного отношения верующих людей» к вере. «Если общество согласно в том, что необходимо уголовным законом защищать чувства верующих людей… то значит, в этом обществе имеют значение убеждения как таковые. Это добрый знак», — говорится в официальном заявлении главы Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойды.
«…Русская Православная Церковь ни в коей мере не выступает за превращение разумных ограничений свободы слова, которые существуют во всем мире, в некую защищаемую государством «монополию на религиозную истину», в чем нас пытаются обвинить. Однако критика религиозных убеждений или даже критика отсутствия таковых не должна оскорблять людей, посягать на их святыни, предполагать насилие, клевету и издевательства. Это не просто пожелание, а непременное условие гражданского мира между людьми различных вер и убеждений», — говорится в заявлении.
Легойда не исключил необходимости «на общественном уровне и на уровне религиозных организаций» следить за тем, чтобы применение поправок в УК «способствовало не ожесточению преступников, а их раскаянию».
Добавим, в этом году скандалы вокруг РПЦ уже привели к появлению обращений в Генеральную прокуратуру с требованием проверить критиков Церкви на экстремизм.
«Мы за то, чтобы ни в коем случае к радикалам, экстремистам не присоединяли слово ислам»
Оскорбление религиозных чувств мусульмане уже на себе почувствовали, говорит BFM.ru заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов, «когда были подменены понятия … терминов в исламе: джихад, шахид и многое другое. Оскорбляет наши чувства, когда говорят «экстремистский ислам», «радикальный ислам». Ислам — это религия. Есть разные люди, но мы за то, чтобы ни в коем случае к радикалам, экстремистам не присоединяли слово «ислам», потому что это тоже является оскорблением чувств верующих».
Совет муфтиев считает, что законопроект является важной необходимостью. «Это сделано не для того, чтобы наказывать, а чтобы остудить горячие головы. Это наказание — некое предупреждение, чтобы люди были далеко от подобного рода действий».
Чтобы избежать вольных трактовок в определении факта оскорбления религиозных чувств, необходимо, чтобы к делу привлекались «специалисты разных областей, в том числе религиозные деятели, чтобы правильно трактовались те или иные понятия», считает Аббясов.
«Введение уголовного наказания за оскорбление чувств верующих открывает ящик Пандоры»
Введение уголовного наказания за оскорбление чувств верующих открывает ящик Пандоры, но не приводит к решение вопроса, говорит BFM.ru президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер.
«Мы без этого жили много лет. У нас есть колоссальный опыт, наработанный российской империей и СССР, положительный и отрицательный. Россия настолько многонациональная страна. Ритуальные действия одних религий можно посчитать оскорблением других религий или каких-то еще чувств. Вот, я к примеру, иудей. Мне говорят «Христос воскресе!». Что я должен ответить, чтобы не оскорбить чувство верующего? Я говорю: «Да, я что-то об этом слышал». Нельзя за это наказывать, это сложилось столетиями, тысячелетиями,— говорит Юрий Каннер. — Отношения религиозные должны такими остаться. Их должны улаживать церковные иерархи. Их нельзя решать в уголовных процессах. Есть вещи, которые нужно понимать. Предполагается, что вместо того, чтобы людям работать с людьми, вместо этого они хотят, чтобы этим занимались следователи. Есть огромная масса заинтересантов в этом деле — людей, которые хотят построить заборы вокруг своих общин и не хотят работать широко с людьми, но иметь ключ к решению любых вопросов: «Ты что-то сказал, все это незаконно».
По исследованию ВЦИОМ, идею ужесточения наказания за оскорбление чувств верующих поддерживают более 80% россиян. Правда, 73% опрошенных признают, что ничего не слышали о случаях оскорбления чувств верующих.