Как сланцевая революция ударит по «Газпрому»
Лента новостей
Успехи в добыче сланцевого газа в США все больше беспокоят экспортеров традиционных энергоресурсов. Эксперты уверены: насыщение рынка приведет к падению мировых цен, а влияние «Газпрома» резко снизится
Сланцевая революция уже свершилась, и самое позднее через пару десятилетий — это осознают даже скептики — энергетическая картина мира полностью изменится. К 2035 году США, которые уже сегодня резко снизили зависимость от импортируемого газа, могут стать крупнейшим производителем голубого топлива, потеснив Россию. Таков прогноз главного экономиста Международного энергетического агентства (МЭА) Фатиха Бироля. Цены на газ снизятся, а значит, «Газпрому» придется серьезно корректировать свою экспортную политику, построенную на долгосрочных контрактах. Между тем сама компания менять эту систему пока не собирается.
Изменение конкурентной среды
«Невозможно игнорировать тот факт, что добыча сланцевого газа выведет огромные объемы топлива на рынок, что создаст серьезные трудности компаниям, добывающим газ традиционными способами», — заявил на пресс-конференции в Москве старший консультант компании SAS по нефтегазовому сектору Майк Вуд. По данным эксперта, к 2035 году доля сланцевого газа в добыче США достигнет 49%. При этом общий объем производства составит 825 млрд кубометров, прогнозирует МЭА.
Конечно, такая картина вовсе не означает, что Америка с избытком обеспечит газом Европу. Однако уже сегодня очевидно: США снизили собственную зависимость от Катара и Северной Африки, а значит «высвободившиеся танкеры будут перенаправлены на другие рынки», отметил Вуд. Кроме того, Европа и сама обладает внушительными запасами сланцевого газа – порядка 10,54 трлн кубометров. Как отмечают в SAS, как только западноевропейские страны одобрят такой способ добычи, это станет «серьезной проблемой» для российских газовых компаний. «Несмотря на экологические риски, забота об энергетической безопасности может заставить политиков действовать», — полагает Майк Вуд.
Ценопад
Серьезное изменение баланса спроса и предложения неизбежно отразится и на ценах. Примером тому могут служить Соединенные Штаты, в которых с начала активной добычи сланцевого газа цена на него снизилась втрое, упав практически до себестоимости – примерно с 212 долларов за тысячу кубометров до 70 долларов. «Резкий рост газодобычи уже привел к обвалу цен до исторических минимумов, делающих экономически непривлекательной разработку многих месторождений, — заявила DW руководитель направления «Мировая энергетика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова.
Сегодня сланцевым бизнесом в США занимаются в основном небольшие независимые компании. Падение средней цены на газ и сложность добычи нередко сказываются на рентабельности их бизнеса. Тем не менее, многие компании продолжают бурение. «Суммарная сланцевая газодобыча в США растет, а значит, экономический смысл в этом есть», — отмечает Татьяна Митрова. Майк Вуд, отвечая на вопрос DW, добавил, что «не все компании в США справляются с поддержанием рентабельности, но это естественный «дарвиновский» процесс». Рынок, по его словам, еще в движении, но цены с большой долей вероятности останутся низкими.
Для Европы, естественно, не прошло незамеченным, что цены на газ в США почти в шесть раз ниже той цены, которую она платит по долгосрочным контрактам «Газпрому» (по итогам года средняя цена достигнет 415 долларов за тысячу кубометров). Отсюда — и активный поиск возможностей для диверсификации импорта, и давление на российского монополиста — как через суды, так и через регулирующие органы, например, антимонопольный комитет Еврокомиссии.
Россия пока дремлет
«Газпром» пока поглядывает на сланцевую гонку со снисходительной отстраненностью. В начале этого года зампред правления компании Александр Медведев заявил: «В России мы откладываем добычу сланцевого газа в долгий ящик и, может быть, лет через 50-70 снова к этому вернемся». По его словам, традиционные резервы «Газпрома» в десять раз более эффективны, чем разработка резервов сланцевого газа.
Между тем, отказываясь от участия в сланцевых проектах, компания рискует одновременно потерять и существующий рынок сбыта. Серьезным звонком стал фактический провал проекта «Штокман». «Первый итог «сланцевой революции» для России — переход Северной Америки из энергодефицитного в энергоизбыточное состояние, — поясняет эксперт «Сколково» Татьяна Митрова. — Соответственно, пропала необходимость в проектах, ориентированных на поставки СПГ на американский рынок, и Штокман тому наиболее яркий пример». По ее словам, сланцевый газ неизбежно приведет к усилению конкуренции на экспортных рынках.
Автор Евлалия Самедова
Редактор Татьяна Петренко