Ученых мужей в командировках кормят на 100 рублей
Лента новостей
Ученые жалуются, что в течение 10 лет в России не пересматриваются суммы командировочных расходов для поездок по стране. С 2002 года они составляют 100 рублей суточных и 550 рублей на оплату гостиницы
Российские ученые экономят бюджетные деньги. Точнее, это делают за них: уже десять лет в России не пересматриваются суммы командировочных расходов для поездок по стране. С 2002 года они составляют 100 рублей суточных и 550 рублей на оплату гостиницы. Письма к главе государства не привели к пересмотру этих стандартов.
О существовании такой проблемы BFM.ru рассказал Виктор Калинушкин, заведующий лабораторией Института общей физики РАН и глава профсоюза работников Российской Академии наук.
Норма для поездок по России была утверждена постановлением правительства от 2 октября 2002 года. С тех пор документ «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» не пересматривался, рассказывает BFM.ru Калинушкин.
Заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, заведующий учебно-научным центром «Биоинформатика» Михаил Гельфанд подтвердил, что решить эту задачу пока не удается. Для ученых поездки по России актуальны, признает в разговоре с BFM.ru Михаил Гельфанд. «Люди ездят в экспедиции по России, на российские конференции. В России бывают конференции хорошего уровня. Меня приглашают на конференции выступать с докладами, я стараюсь это делать. Кроме того, ученые в России сотрудничают», — говорит он BFM.ru.
Как выжить в командировке
Для заграничных командировок нормы суточных более приближены к реальности, указывает Гельфанд. Они зависят от страны и в среднем составляют 40 евро в сутки, уточняет Калинушкин. А в России ученые посчитали, что на 100 рублей суточных можно приобрести два пирожка без мяса и два стакана чая. Именно это и составит суточный рацион ученого в командировке по России.
В итоге по России ездить приходится практически за свой счет, указывает Гельфанд, а затем свои затраты возмещать за счет премий к заработной плате, поясняет он.
«Система абсолютно кретинская. Выписываю себе или своему сотруднику немного больше зарплату. Возвращаем расходы через зарплатные деньги, теряя на этом 30% социального налога. Для людей, которые ездят в экспедиции, это проблема абсолютно серьезная, потому что у них командировки продолжаются месяцами. И это уже вырастает в какие-то серьезные суммы», — говорит Гельфанд.
Такая ситуация складывается со средствами из федерального бюджета, что в итоге не добавляет прозрачности при распределении госсредств, признает Калинушкин.
«Это все финансовые потери и какие-то обходные пути, которые возникают на голом месте. Мы добиваемся полной прозрачности в распределении надбавочного фонда, а тут появляется какой-то канал, по которому вроде как и надо платить надбавки, а вроде как это не за хорошую работу, а просто потому, что человека просто в командировку послали.
Еще один возможный вариант решения проблемы — использование средств инвесторов в рамках договора на выполнение определенных работ. Тогда сумма суточных вырастает до 700 рублей. «На 100 рублей в день человек жить не может. Если говорить ему, что он поедет на свои деньги, половина не поедет, не такие мы богатые. Цифра в 700 рублей командировочных — не такая уж разумная, на них можно не в ресторан сходить, но как-то существовать», — говорит Калинушкин.
Но и здесь ученые сталкиваются с проблемами, связанными с тем, что частных денег в науке не много. «Деньги в Академии наук, вообще в науке — это либо базовый бюджет, либо хоздоговорные работы: гранты, контракты. Но подавляющее большинство хоздоговорных работ в настоящее время — это деньги из бюджета. Денег от частных структур очень небольшое количество. Кроме того, в любом случае это целевые деньги на выполнение определенной работы определенному коллективу. Значит, поехать на эти деньги может только человек из коллектива, или опять мы должны фиктивно приписывать к работе постороннего человека», — рассказывает он.
Восьмилетний законодательный затор
Представители РАН в этом году писали письма президенту и премьер-министру России с требованием пересмотреть размер командировочных.
В мае этого года из департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России пришел ответ, что в августе 2004 года были приняты изменения в трудовом законодательстве (имеется в виду статья 168 Трудового кодекса РФ) и правительство утратило полномочия по установлению размеров расходов работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, на служебные командировки по России.
Также в ответе сказано, что по поручению правительства заинтересованные министерства — Минюст, Минфин, Министерство труда и Министерство экономического развития — вырабатывают предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ, которые бы позволяли ученым получать деньги на командировочные расходы, которых бы хватило на жизнь.
После этого 8 июня представители РАН написали письмо премьеру, в котором была описана ситуация и сказано, что восьмилетний «законодательный затор» негативно влияет на эффективность работы многомиллионного отряда бюджетников: «Просим ускорить работу подведомственных Вам министерств по устранению досадного упущения».
Причина появления «восьмилетнего законодательного затора» состоит в том, что финансовое обеспечение возмещения расходов, связанных со служебными командировками, влечет за собой увеличение расходов в соответствующих бюджетах. «И соответственно, будет сопровождаться увеличением объема бюджетных ассигнований дотационным субъектам Российской Федерации», — сообщили BFM.ru в Минюсте.
В ведомстве также указали, что они уже выдали заключение по проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части регулирования размеров возмещения расходов, связанных со служебной командировкой и переездом в другую местность) о том, что он не содержит коррупциогенных факторов.
Расходы на РАН сокращаются
Добавим, согласно проекту федерального бюджета, внесенного в Госдуму, РАН в 2013-2015 годах получит 111,2 млрд рублей из бюджета. В следующем году финансирование составит всего 36,3 млрд рублей, то есть в два раза меньше, чем в текущем году.
В мае 2012 года президент Владимир Путин на общем собрании Российской Академии наук сообщил, что расходы федерального бюджета на работу Академии наук в 2012 году составят 64 млрд рублей. «Это в пять раз больше, чем в 2002 году», — заметил президент.
Средняя зарплата в системе РАН в 2011 году составила около 34 тысяч рублей, уточнил в мае Путин. «Это, конечно, мало… Но все-таки это выше, чем средняя [зарплата] по экономике», — сообщил президент, добавив, что в 2002 году она составляла 4,3 тысячи рублей и что к 2018 году средняя заработная плата научных работников должна в два раза превышать среднюю по экономике в отдельно взятом регионе.
На гражданскую науку с 2002 года бюджетные расходы выросли более чем в 10 раз. В 2011 году они составляли 323 млрд рублей, 10 лет назад — около 30 млрд рублей.
«Мы ставим задачу уже к 2015 году довести планку расходов на научные исследования и разработки, в том числе за счет привлеченных частных инвестиций, до уровня порядка 1,8 процента ВВП. Это пока меньше, чем в некоторых ведущих странах (в США, допустим, это 2,5 процента)», — заявил президент.
Правда, как говорят представители РАН, частный бизнес пока неохотно вкладывается в российскую науку.
Получить комментарий от Минфина, Министерства труда и Министерства экономического развития на момент публикации не удалось.