16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.30 / ₽ 7991
  • RTS1128.84
17 апреля 2013, 20:39 Общество

Как научить ребенка думать

Лента новостей

Что должен знать и как должен думать сегодняшний школьник? В британских школах все чаще задаются этим вопросом, и все большее распространение получают альтернативные методики, рассчитанные на развитие когнитивных навыков.

Anders Ruff Custom Designs/flickr.com
Anders Ruff Custom Designs/flickr.com

Директор по учебно-методической работе школы Caterham Ким Уэллс на встрече с журналистами и родителями в Москве рассказал, как научить ребенка учиться, как поощрять постоянное развитие и самосовершенствование и почему это важно в современном мире.

В школе Caterham детей учат тому, как думать, отстаивать свою точку зрения, как выстраивать процесс мышления. Формат занятий отличается от привычного, говорит Ким Уэллс: «Если обычно преподаватель говорит, а класс записывает, то мы добиваемся того, чтобы работали на уроке сами учащиеся. На вопросы — а их в Caterham задавать очень любят — преподаватели в большинстве случаев отвечают новыми вопросами, чтобы школьники приучались искать ответы и думать самостоятельно».

Лучший способ запомнить информацию — кому-нибудь ее пересказать, объяснить. Поэтому в школе поощряются выступления, презентации, доклады на уроках и внеклассных занятиях в рамках тематических сообществ. Умение двадцать—сорок минут обсуждать тему и содержательно излагать свою точку зрения будет иметь огромное значение при поступлении в вуз. И вопрос на собеседовании в Кембриджском университете не должен сбить с толку, даже если, на первый взгляд, он кажется элементарным — например, «Какого цвета кровь?». От учащихся ожидают развернутого грамотного ответа.

«Мы считаем, что мышление — это навык, который можно развивать. Каждый ученик должен понять, как лучше учиться и как мыслить самостоятельно и творчески, — говорит Ким Уэллс. — Научить приобретать знания — одна из главных задач школы. Мы перешли из Эры Информации в Эру Концепций. Область человеческих знаний расширяется и развивается так стремительно, что мы, работники сферы образования, должны передавать нашим детям навыки, которые помогут им шагать в ногу со временем. По прогнозам, современный выпускник к 38 годам сменит 11 мест работы. В технических областях знаний, материал, пройденный студентом на первом году обучения, часто морально устаревает к моменту перехода студента на третий курс. Избыток писанины и «разжевывания» материала на уроках может привести к ужасным последствиям в долгосрочной перспективе».

Каждый год, начиная с третьего года обучения и до конца учебного процесса, студенты занимаются техниками скорочтения, запоминания, развитием памяти, тренировкой написания заметок, эссе и развитием других навыков, необходимых в учебе. В старшей школе учащихся приобщают к исследовательской работе — желающие могут заниматься самостоятельным проектом на выбранную тему, при этом с преподавателем работу можно обсуждать не более 30 минут.

Техники усвоения информации

Внимание уделяется и техникам освоения информации. В этом процессе задействованы разные механизмы — например, аудиальный, визуальный, лингвистический, логический, и у каждого они развиты в разной степени. Преподаватели показывают учащимся, что можно варьировать подход к обучению в зависимости от того, какой канал является преобладающим или лучше соответствует тому или иному типу информации. Важно также развивать те каналы, которые работают менее эффективно.

Например, аудиалам нельзя делать задания под музыку, для них в этой ситуации входящий поток будет слишком интенсивным, и будут помехи для освоения основного материала. Кинестетикам рекомендуется жевать жевательную резинку во время учебы дома, теребить карандаш в руках, менять материалы для письма, используя поочередно компьютер, бумагу, блокноты, писать длинные и трудные языковые единицы на расстоянии вытянутой руки, передвигаться по комнате, выбирать разные места для работы.

«Мы не просто готовим учеников для сдачи экзаменов. Больше всего я опасаюсь того, что студент выйдет из школы с впечатляющими результатами экзаменов A-Level, но без метакогнитивных навыков и уверенности в своих силах, необходимых для успешного обучения в вузе и перспективной карьеры, — говорит Ким Уэллс. — Дабы не допустить этого, мы организовали программу интенсивных тренингов для сотрудников и учеников, как во время уроков, так и за пределами классной комнаты. Мы являемся активными приверженцами техник мышления De Bono Thinking, как например Six Thinking Hats. Мы используем их, чтобы помочь студентам и преподавателям структурировать мышление в различных ситуациях, например, при решении задач, обдумывании эссе или проведении встреч».

В 2006 году Caterham School первой среди независимых школ в Великобритании получила статус «думающей» (Thinking School) школы De Bono. Преподаватели проходят интенсивную подготовку по методике De Bono Thinking.

Думать в технике Де Боно

Психолог-практик Эдвард де Боно бросил вызов традиционным подходам к мышлению, которые развивали еще древнегреческие философы. Привычка думать в «сложившейся технике» зачастую лишает нас новых идей и конструктивных решений. «Более 2000 лет назад великая греческая троица — Аристотель, Платон и Сократ — заложила основы мышления, построенного на анализе, суждении и знании. Духовенству и церкви, стоявшим во главе первых образовательных заведений, нужна была логика, чтобы опровергать еретиков. В итоге умение думать конструктивно и на основе восприятия так и не получили развития. Предполагалось, что это дело философов, и никто другой его выполнять не должен. Но философы эту задачу не решали. Философы могут посмотреть на мир сквозь витражное окно, но через некоторое время они перестают созерцать мир и переключаются на витражное стекло», — цитировала психолога британская The Guardian.

В одном из интервью Де Боно ссылался на полученные исследователями данные, что 90% ошибок возникают из-за погрешностей восприятия. Если удается менять восприятие, возникает другой эмоциональный отклик, и это может вести к новым идеям. Логика никак не способствует изменению эмоционального фона или восприятия. Де Боно, например, говорил, что юмор как способность взглянуть на ситуацию под иным углом является важнейшей функцией мозга.

Конструктивное мышление помогает даже в точных и естественных науках, которые во многом опираются на знание и владение информацией. Несколько лет назад в одной из австралийских школ в преподавании таких предметов был сделан акцент не на предметное содержание, а на творческий подход, и успеваемость по результатам экзаменов оказалась выше, чем среди учащихся, которые целенаправленно осваивали основной корпус материала.

Одной из предложенных Де Боно методик, применяемых, в частности, в Caterham, является альтернативная техника мышления Six Thinking Hats, описывающая несколько «режимов» рассуждения. Всем участникам дискуссии предлагается одновременно сконцентрироваться на чем-то одном. Например, Белая Шляпа означает сосредоточенность на информации: что у нас есть, что нам нужно, чего не хватает. В Зеленой Шляпе мы переходим в творческий режим и вырабатываем новые идеи, предлагаем альтернативы, модификации идеи, другие возможности и т.д. Предмет обсуждения необходимо увидеть также «в черном цвете» — найти все его недостатки и проговорить пессимистические сценарии. В желтом режиме обсуждаются все достоинства, преимущества и удачные сценарии. Красная шляпа предназначена для разговора об эмоциональных аспектах, опасениях, ощущениях, приятии или неприятии. Голубая шляпа «отвечает» за координацию и сам процесс обсуждения.

По словам директора образовательного агентство ITEC Нины Колташовой, альтернативные техники мышления, методики развития памяти, навыков критического мышления, скоростного чтения и прохождения интервью получают все большее распространение в системе образования в Великобритании.

По наблюдениям Нины Колташовой, сегодня многие английские школы, особенно рейтинговые, озадачены не только достижением высоких результатов на экзаменах, но и развитием навыков самостоятельного обучения. Резюмируя миссию и подход к обучению в школе Caterham, директор ITEC делает вывод, что главным становится вдохновляющее обучение на всю жизнь, цель которого — научить приобретать знания, учиться с удовольствием и никогда не останавливаться в этом процессе.

«Школы стараются подготовить студентов к жизни в постоянно меняющемся мире уверенными в своих знаниях, разносторонне развитыми, обладающими навыками постоянного самостоятельного обучения. Если усвоена привычка всегда учиться, развиваться и работать, студент и молодой специалист сможет перестроиться и применить знания, которые были получены не для оценок, а для жизни», — поясняет Нина Колташова.

Чего ожидать на экзаменах

В Caterham отмечают высокие результаты воспитанников. Если в среднем по стране высшие оценки A* и A составляют в общей выборке 26%, то в Caterham School таких результатов 70%.

Разумеется, можно сделать вывод, что школа достигает таких успехов только из-за того, что изначально набирает сильных учеников. Поэтому, как отмечает Ким Уэллс, имеет смысл рассматривать «прибавочный» показатель Value Added, который позволяет оценить, насколько улучшились данные учащегося по сравнению с его ожидаемыми результатами по оценочным тестам на начальном этапе. По этому критерию Value Added школа Caterham входит в 0,5% лучших школ страны.

В начале обучения школьник проходит тестирования, проводимые Даремским университетом (University of Durham). Как поясняет Уэллс, применяется своего рода тест IQ для одиннадцатилетних, но он призван оценивать не интеллект вообще, а уровень подготовки и способности в освоении школьной программы. Школа получает результаты и прогнозные оценки учащегося на экзаменах, исходя из его начального уровня.

В 16 лет учащиеся сдают экзамены на GCSE (General Certificate of Secondary Education — общее свидетельство о среднем образовании). На этом этапе можно видеть, улучшились ли результаты школьника по сравнению с его базовой подготовкой, что свидетельствует о качестве учебного процесса. Для школы оценка Value Added помогает неуклонно повышать уровень преподавания. С другой стороны, так удается увидеть и «недоработки»: даже если результаты ученика очень хорошие, можно видеть, что его потенциал выше, и он мог бы достигать большего.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию