16+
Вторник, 17 октября 2017
  • BRENT $ 57.97 / ₽ 3329
  • RTS1150.31
10 октября 2013, 15:54 АвтоОбществоКонфликты

Еврокомиссия обострила спор с Россией по утильсбору на иномарки

Лента новостей

Высший орган исполнительной власти Евросоюза инициировал судебное разбирательство во Всемирной торговой организации

UPDATE 15:54 мск

Европейский союз обратился во Всемирную торговую организацию (ВТО) с просьбой созвать специальную группу по разрешению споров и поставить перед ней задачу рассмотреть вопрос о законности введения Россией утилизационного сбора на импортные автомобили. Как следует из пресс-релиза Еврокомиссии, размещенного на официальном сайте Евросоюза, этот шаг стал следующим этапом процедуры разбирательства по правилам ВТО после неофициальных консультаций между ЕС и Россией в июле 2013 года.

Утилизационный сбор был в России введен 1 сентября 2012 года. Эту разновидность налога обязаны платить и производители, и импортеры автомобилей. Действие сбора распространяется на новые и подержанные машины всех категорий. Для легковой машины базовая ставка составляет 20 тысяч рублей, для грузовой — 150 тысяч (ставки меняются в зависимости от объема двигателя и года выпуска). Российские автопроизводители освобождаются уплаты сбора, если предоставят в Минпромторг гарантии последующей утилизации своей продукции. Правительство России внесло в Госдуму законопроект о распространении утилизационного сбора на отечественный автотранспорт в соответствии с нормами ВТО. Нижняя палата парламента 9 октября 2013 года одобрила документ в первом чтении.

Утилизационный сбор, который Еврокомиссия называет дискриминационным по отношению к европейской экспортной продукции, оказывает серьезное влияние экспорт автомобилей в ЕС; в денежном выражении это влияние составляет около 10 млрд евро в год. ЕС неоднократно поднимал вопрос о законности сбора на переговорах с Россией и в ходе официальных консультаций в ВТО, говорится в сообщении. Однако более чем через год после того, как утильсбор вступил в силу, «эта дискриминационная мера продолжает действовать», констатирует Еврокомиссия.

«Мы использовали все возможные пути для нахождения взаимоприемлемого решения, — приводится в пресс-релизе комментарий еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта. — Поскольку этот сбор остается серьезным препятствием для экспорта в ключевой для экономики Европы отрасли, нам осталось только просить ВТО вынести решение, которое обеспечит выполнение Россией своих международных обязательств».

Действие утилизационного сбора распространяется на все автомобили, экспортируемые из Европы в Россию, напоминает Еврокомиссия. От уплаты сбора освобождены транспортные средства, произведенные в России и на территории ее партнеров по Таможенному союзу — в Казахстане и Белоруссии. «Поэтому ЕС считает, что утильсбор несовместим с самыми основными правилами ВТО, которые запрещают странам-членам обходиться с отечественной продукцией лучше, чем с импортной, и вводить различные условия в зависимости от происхождения продукции», — объясняют в высшем органе исполнительной власти ЕС.

Комиссия ВТО по урегулированию споров 22 октября 2013 года рассмотрит просьбу ЕС о создании группы для разрешения конфликта с Россией, говорится в сообщении. На этом заседании комиссии Россия имеет право возражать против создания группы. Однако если ЕС снова поднимет этот вопрос на следующем заседании комиссии (должно состояться в ноябре 2013 года), Россия не сможет повторно блокировать европейский запрос, разъясняет Еврокомиссия. После того, как группа будет официально создана, стороны спора и/или генеральный директор ВТО выберут членов группы, отвечающих за процедуру вынесения судебного решения.

Россия — третий по величине торговый партнер ЕС. В 2012 году ЕС экспортировал в Россию товаров и услуг на сумму € 123 млрд евро, объем импорта составил 213 млрд (что сделало ЕС крупнейшим торговым партнером России), напоминают в Еврокомиссии. В то время как российский экспорт в ЕС на 80% состоит из сырьевых товаров, экспорт ЕС в Россию в основном представляет собой машинное и транспортное оборудование (50%) , в том числе автомобили.

Подготовка и вступление в силу в России закона о новом режиме уплаты утилизационного сбора на автомобили не приведут к автоматическому закрытию разбирательства по данному вопросу с Евросооюзом во Всемирной торговой организации (ВТО). Об этом пресс-секретарь Еврокомиссии Джон Клэнси сегодня, 10 октября, сообщил РИА Новости. «Нет», — сказал пресс-секретарь, отвечая на вопрос, означает ли вступление в силу в РФ закона по утилизационному сбору автоматическое закрытие дела в ВТО. «Мы оставляем все пути открытыми, предоставляя право решения вопроса юристам», — заявил Клэнси.

Россия изучает возможность направления ряда претензий в ВТО к Евросоюзу, сообщил 6 октября 2013 года замминистра экономического развития Алексей Лихачев. «Мы серьезно изучаем направление наших претензий в ВТО по целому ряду вопросов, включая энергетические», — сказал чиновник.

Утилизационный сбор с произведенных в России автомобилей принесет 382,9 млрд рублей в федеральный бюджет в период с 2014 по 2016 год. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов 17 сентября 2013 года.

Рекомендуем:

  • Фотоистории