16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.17 / ₽ 8129
  • RTS1176.99
11 ноября 2013, 18:41 Компании

Чего «Домодедово» боится?

Лента новостей

«Домодедово» боится национализации, следует из презентации для потенциальных покупателей его евробондов. Эксперты считают, что эта угроза в большей степени носит «формальный характер» и больше вопросов вызывает инвестиционная программа аэропорта

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Компаний, у которых есть сложности с государством, в России немало. Список этот негласный обновляется часто; в абсолютном большинстве случаев спорящие стороны умудряются прийти к компромиссу и выторговать для себя более-менее приемлемые условия. Но в таком списке есть и «завсегдатаи». Одним из них можно назвать аэропорт «Домодедово»: то «Росимущество» судится с ним за контроль над некоторыми активами, то следственные органы ищут его бенефициара….

Такое внимание едва ли хорошо для бизнеса, что, впрочем, и отмечено в проспекте к размещению евробондов воздушной гавани. Контролирующий аэропорт офшор DME Ltd «не исключает риска национализации или экспроприации бизнеса без справедливой компенсации», сказано в документе.

В проспекте также указаны и другие свойственные компании риски. В частности, отмечено, что в последние годы политическая и экономическая ситуация в стране стабилизировалось и инвестиционный климат улучшился. Однако «любые сложности при реализации реформ или изменения в процессе реформ могут привести к ухудшению инвестклимата и негативно повлиять на коммерческую деятельность группы», указано в материалах для инвесторов.

Компании традиционно описывают максимально широкий спектр рисков, чтобы впоследствии избежать судебных претензий, если эти риски все-таки реализуются, поясняет аналитик Sberbank Investment Research Сергей Гончаров. «Риск национализации редко встречается в проспектах российских эмитентов. Возможно, «Домодедово» включило его в перечень угроз как ответ на предсказуемый вопрос инвесторов о возможной смене собственника», — считает эксперт.

Читайте также: Инвестклимат в России на детекторе IPO

Значительную роль государства, в качестве источника риска, в своих документах к инвесторам ранее называли и другие российские компании. К примеру, в меморандуме к размещению депозитарных расписок группы ГМС указывалось, что «российские власти подвергали некоторые компании и их владельцев судебному преследованию за неуплату налогов, и в некоторых случаях разбирательства заканчивались большими штрафами и тюремными заключениям».

Риск «пролететь»

Еще одна угроза, которая может негативно сказаться на бизнесе «Домодедово» — зависимость от государственных инвестиций в инфраструктуру. Суть риска в том, что у государства здесь конфликт интересов. С одной стороны, государство владеет взлетно-посадочными полосами (ВВП) и перронами, и следовательно самостоятельно должно оплачивать их реконструкцию и модернизацию. Согласно планам руководства «Домодедово», также указанным в материалах для инвесторов, в ближайшие десять лет в воздушную гавань необходимо инвестировать 198 млрд рублей. Большую часть суммы — 112 млрд рублей — аэропорт рассчитывает получить из бюджета страны. Около половины этих средств пойдет на обновление и строительство новых взлетно-посадочных полос.

С другой стороны, вместе со статусом инвестора, государство также является акционером двух других столичных аэропортов — «Внуково» и «Шереметьево». И пока государство не слишком спешит со строительством новых полос в «Домодедово». Недавно в качестве площадки для новой ВВП было выбрано «Шереметьево».

Большую часть из оставшихся 86 млрд рублей инвестиций — 63 млрд рублей — «Домодедово» рассчитывает найти самостоятельно. Еще 23 млрд рублей аэропорт намеревается привлечь от сторонних инвесторов. Эти средства пойдут на расширение и строительство новых терминалов и строительство сопутствующих объектов недвижимости вокруг аэропорта. Конечная цель руководства — увеличить пассажиропоток до 78,8 млн пассажиров в год.

«Планов по строительству третьей полосы в «Домодедово» нет. В этой ситуации аэропорту необходимо завершить строительство незаконченных объектов, и после этого вновь обратиться к государству с повторной заявкой», — считает директор «Инфомост Консалтинг» Борис Рыбак.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию