16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
27 января 2014, 17:09 ОбществоПраво

Процесс по делу об убийстве Политковской начался с криков

Лента новостей

Пятеро подсудимых не признали вину. Адвокаты схлестнулись с судьей

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Мосгорсуд сегодня заново приступил к рассмотрению громкого дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, застреленной в подъезде дома 7 октября 2006 года. Никто из пятерых подсудимых вину не признал. Их судьбу предстоит решить присяжным. Это уже вторая коллегия, с участием которой слушается дело в Мосгорсуде. Предыдущая распалась в конце прошлой осени.

Поскольку зал суда вмещал не всех желающих, в коридоре установили три больших монитора, с помощью которых велась телетрансляция. В самом начале выяснилось, что в суд не явились сразу пятеро присяжных — трое из основной коллегии и двое из числа запасных. Их заменили на запасных, которых в итоге осталось семеро (изначально их было отобрано 12).

После этого в зал пригласили «народных судей», а прокуроры Борис Локтионов и Мария Семененко выступили перед присяжными с вступительным заявлением, озвучив фабулу обвинения, предъявленного пятерым подсудимым: авторитетному чеченскому бизнесмену Лом-Али Гайтукаеву, трем его племенникам: Джабраилу, Ибрагиму и Рустаму Махмудовым и бывшему сотруднику УБОП Сергею Хаджикурбанову.

Одно обвинение разными словами

Фактически она прозвучала дважды. В первый раз ее коротко сформулировал Борис Локтионов, после чего его коллега детально описала роль каждого из подсудимых.

Мария Семененко рассказала, что заказ на убийство журналистки поступил летом 2006 года от «неустановленного следствием лица». «Пока неустановленного», — заметила прокурор. По ее словам, этот человек был недоволен публикациями Политковской, которая писала о нарушении прав человека в Чечне, а также о хищении госсобственности и превышении должностных полномочий. За 150 тысяч долларов этот человек предложил Гайтукаеву организовать убийство женщины. Тот согласился и создал организованную преступную группу, в которую вошли его племянники, а также начальник отдела оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы полковник Дмитрий Павлюченков (он впоследствии признал вину и в декабре 2012 года был осужден на 11 лет лишения свободы — BFM.ru). Гайтукаев отдал Павлюченкову деньги.

Последний привлек к слежке за Политковской сотрудника своего подразделения Олега Шошина и других подчиненных. Как заявила прокурор, полицейские ничего не знали о готовящемся убийстве и просто подрабатывали слежкой по найму. Они установили место работы и фактическое место жительства журналистки, которая снимала квартиру в доме №8/12 на Лесной улице, выяснили маршрут ее передвижения.

По указанию Гайтукаева 18 августа 2006 года Павлюченков у своего знакомого Владимира Набатова приобрел пистолет с глушителем и передал его Рустаму Махмудову, которому была отведена роль киллера.

В конце августа Гайтукаев попал в СИЗО по другом делу. Но даже там, по словам Семененко, организатор не переставал контролировать подготовку преступления. «В конце сентября 2006 года Гайтукаев от своих племянников узнал, что из мест лишения свободы освободился его близкий знакомый Хаджикурбанов, бывший сотрудник центрального аппарата УБОП, который также был знаком с Павлюченковым», — продолжила гособвинитель. Она сообщила, что Гайтукаев связался с ним и «в иносказательном ключе» поручил ему контролировать членов ОПГ и совершение убийства.

«1 октября 2006 года Павлюченков передал Хаджикурбанову 137 тысяч долларов. Куда пошла остальная часть суммы, он сам потом расскажет вам», — сказала Семененко присяжным.

Она сообщила, что 7 октября 2006 года Джабраил на сине-зеленой «четверке» привез Рустама Махмудова на улицу Александра Невского, которая находится перпендикулярно Лесной улице, где снимала квартиру журналистка. Братья стали ждать, когда женщина вернется домой.

В это время Ибрагим Махмудов расположился на пути следования ее машины на пересечении ул. Фадеева и Оружейного переулка. Когда он увидел, как серебристая «десятка» Политковской сворачивает во двор, он позвонил Джабраилу.

После этого киллер зашел в подъезд, дождался, когда Политковская вошла в лифт, и произвел в нее пять выстрелов. Женщина умерла на месте.

Всем пятерым подсудимым предъявили обвинение в совершении умышленного убийства лица в связи с осуществлением им профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 105 УК РФ). А Гайтукаеву, Джабраилу и Рустаму Махмудовым также незаконное приобретение, перевозку и хранение оружия (ч.3 ст. 222 УК РФ).

Помимо этого следствие инкриминировало предполагаемому киллеру еще один эпизод. По версии следствия, осенью 1996 года Рустам Махмудов вместе с двумя приятелями похитил гражданина Армении Оганеса Авеляна, за освобождение которого он и его подельники требовали 150 тысяч долларов. Махмудову-старшему добавили похищение человека и вымогательство (ч.2 ст. 125.1 и ч.3 ст. 148 УК).

О роли сотрудников спецслужб

Никто из подсудимых вины не признал. А их адвокаты попытались донести до присяжных, что Политковскую «убрали» сотрудники спецслужб. Первым эту мысль захотел озвучить защитник Джабраила Махмудова Мурад Мусаев. Он заявил, что его подзащитный «не причастен к деянию, которое ему вменяется» и «не подошел бы и близко ни к одному человеку, знай, что тот замешан в убийстве».

«В этом зале нет никого, кто стал бы оправдывать это злодеяние. Но Джабраил Махмудов никогда не следил за Политковской, не привозил никого к ее дому и не отвозил. Если семь лет назад я говорил об этом с легким сомнением, то теперь у меня никаких сомнений нет», — сказал защитник.

Адвокат заявил, что «Анна Степановна Политковская была убита профессионалами высокого класса в ходе оперативной комбинации», и в преступлении были замешаны «по крайней мере семь человек и шесть автомобилей». Однако сказать все, что он хотел, защитнику не удалось. Его прервал судья Павел Мелехин.

Он призвал адвоката не выходить за рамки предъявленного обвинения и попросил присяжных не учитывать его слова. «То, что сказал адвокат Мусаев, незаконно. Он пытается увести вас от своего подзащитного, навязать мнение о виновности в преступлении третьих лиц»», — сказал председательствующий.

Но адвокат был с этим категорически не согласен. Он вновь и вновь пытался вернуться к начатой теме, за что заработал с десяток замечаний от председательствующего. Тот расценил действия адвоката как попытку «опорочить» его в глазах присяжных. В ответ Мусаев заявил возражения на действия судьи, посетовав на то, что он не дает ему закончить речь, которая должна была уложиться в семь минут.

Крики в зале суда

К спору с судьей подключились подсудимые. У них также были претензии к Павлу Мелехину. «Моя вина доказана судом! Почему вы позволяете прокурорам называть меня убийцей?! Мне это неприятно. Не орите на нас, дайте нам сказать.. Вы что, отец нам?!» — возмущался Рустам Махмудов.

После того как эмоции улеглись, адвокат все же закончил свою речь. Он заявил, что в уголовном деле правда и ложь «тесно переметены» друг с другом. «Я надеюсь, то вы приложите максимум усилий, чтобы разделить правду и ложь. Я надеюсь, что никто вам на протяжении процесса в этом не помешает», — обратился он к присяжным.

Адвокаты других подсудимых также заявили о невиновности своих подзащитных. У них также не обошлось без стычек с судьей. Защитники акцентировали внимание присяжных на том, что сказанное прокурором — всего лишь версия, и жюри предстоит выяснить, есть ли ей доказательства.

«Защита также заинтересована в установлении истины по делу. Я уверена, что на скамье подсудимых невиновные люди», — сказала адвокат Лом-Али Гайтукаева Татьяна Окушко. А защитник Сергея Хаджикурбанова Алексей Михальчик выразил надежду, что у присяжных «хватит жизненного опыта и мудрости, чтобы вынести справедливый вердикт по этому делу».

Подсудимые поддержали своих защитников.

Процесс продолжится завтра. Ожидается, что прокуратура начнет представление доказательств с исследования письменных материалов дела.

Не в первый раз

Прогнозировать, сколько времени займет судебный процесс, его участники не берутся. «Судя по поведению прокуроров, они хотят провести его в предельно сжатые сроки, но мы будет стараться тщательно исследовать каждое доказательство», — сказал BFM.ru Алексей Михальчик.

Отметим, что это повторное разбирательство по делу. В феврале 2009 года присяжные в Московском окружном военном суде оправдали троих подсудимых: Джабраила и Ибрагима Махмудовых, а также Сергея Хаджикурбанова. Впоследствии оправдательный приговор был отменен, а дело направлено на доследование, в ходе которого число фигурантов увеличилось.

Читайте также: В суде к брату обвиняемых в убийстве Политковской применили электрошокер

Читайте также: Обвиняемые в убийстве Политковской остались без присяжных

Читайте также: Защита возложила вину за убийство Политковской на сотрудников ГУВД

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию