16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.45 / ₽ 8241
  • RTS1179.83
24 июля 2009, 15:37

«АвтоВАЗ» готовится митинговать

Лента новостей

Предстоящая остановка «АвтоВАЗа» может резко обострить социальную ситуацию в Тольятти. О своей готовности протестовать против антикризисных мер, которые собирается проводить руководство предприятия, уже заявили заводские профсоюзы

Работники завода АвтоВАЗ не согласны работать по 20 часов в неделю. Фото: ИТАР-ТАСС
Работники завода АвтоВАЗ не согласны работать по 20 часов в неделю. Фото: ИТАР-ТАСС

Предстоящая остановка «АвтоВАЗа» может резко обострить социальную ситуацию в Тольятти. О своей готовности протестовать против антикризисных мер, которые собирается проводить руководство предприятия, уже заявили заводские профсоюзы.

«Профсоюзный комитет принял решение о проведении 6 августа митинга у здания дворца культуры и техники завода. Его целью является выражение мнения тольяттинцев о тех последствиях, к которым приведет реализация антикризисных мер, принятых руководством предприятия», — заявил BFM.ru председатель профсоюзного комитета «АвтоВАЗ-Единство», сопредседатель МПРА Петр Золотарев.

Как сообщил BFM.ru в 13:30 мск Петр Золотарев, заявка на проведение митинга будет «вот-вот подана». «Еще не подали, но вот сейчас буквально подаю. Просто никак не получается это сделать, потому что каждые пять минут звонят журналисты и спрашивают. Звоните лучше через час», — торопливо ответил профсоюзный деятель.

Как известно, в рамках реализации антикризисных мер руководство ОАО «АвтоВАЗ» приняло решение о приостановке с 1 августе на месяц заводского конвейера. А с сентября 2009 года все рабочие будут переведены на 20-ти часовую рабочую неделю, что сократит зарплату вдвое. То есть с 1 сентября этого года по 28 февраля 2010 завод будет работать в режиме укороченной рабочей недели. В частности, завод будет работать 5 дней в неделю и только в одну смену. Оплата сотрудникам, для которых установлены графики сменности по 20 часов в неделю, будет производиться за фактически отработанное время.

Во время простоя завода в августе будут выполняться работы по ремонту и техническому обслуживаю оборудования, а также проводиться подготовка завода к зиме.

Президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин уже издал приказ о выполнении этих мер. Как ранее заявил вице-президент концерна по экономике и финансам Олег Лобанов, в результате реализации антикризисной программы «АвтоВАЗ», должен выйти к концу года на безубыточность. Исполнительный вице-президент компании Игорь Комаров исключает возможность банкротства завода.

Эффект от реализации антикризисных мер руководство завода оценивает в 19 млрд рублей. Недавно завод получил мощную господдержку, но по результатам первого полугодия из-за сокращения спроса на продукцию убытки предприятия составили 10 млрд рублей.

На заводе сегодня работает примерно 110 тысяч человек, тогда как население Тольятти составляет около 700 тысяч. В Автозаводском районе города проживает около 90% работников предприятия. Профсоюзы выражают недовольство предстоящим резким сокращение зарплат и опасаются, что руководство завода вдобавок уволит 5–10% всех работников. «Мы опасаемся, что массовые увольнения приведут к социальным потрясениям в регионе», — заявил глава областной федерации профсоюзов Евгений Егоров. О поддержке требований профсоюзов уже заявили представители КПРФ.

На «АвтоВАЗ» работает около 300 смежных предприятий, которые также несут ущерб в нынешней экономической ситуации. Численность сотрудников таких фирм непосредственно в Тольятти оценивается в 40 тысяч человек, и они тоже могут присоединиться к протестующим.

Глава финансового управления мэрии Тольятти Григорий Гильгулин оценил потери городского бюджета от остановки конвейера в 70–100 млн рублей. Значительная часть потерь явится следствием неуплаты подоходного налога с работников завода в прежнем объеме. Чиновник также сообщил, что в сентябре мэрия обратится в городскую Думу с предложением урезать городской бюджет на сумму около 500 млн рублей.

«В Тольятти действительно не очень хорошая ситуация. Я не думаю, что это выльется в демонстрацию, но ситуация напряженная. Люди и так получили значительно меньше, чем они привыкли получать, потому что если по прошлому году средняя зарплата по заводу была 15-17 тысяч, то сейчас реально получают все 7-8. А речь идет о том, что еще сократят зарплату к осени где-то до 5-6-7 тысяч, и часть народа уволят. Как вы понимаете, устроиться в Тольятти достаточно сложно», — комментирует BusinessFM замглавреда журнала «За рулем» Игорь Моржаретто.

По его словам, он был в последний раз в Тольятти на прошлой неделе и тогда несколько человек ему «по секрету сообщили», что якобы городская милиция получила водометы для разгона демонстрации. «Я не думаю, что это так, но разговоры такие ходят, значить действительно не очень хорошая обстановка», — говорит эксперт.

Он также отметил, что на многих площадках города стоит «довольно много» вазовских машин и в Тольятти опять как в 90-ые годы потянулись люди из регионов, чтобы купить отсутствующие у них машины. «Ситуация сложилась идиотская совершенно, потому что очень плохо работает дилерская сеть. Раньше дилеры могли получить столько машин, сколько хотели, сейчас только за предоплату. Соответственно, дилер денег оборотных не имеет, и человек в какой-нибудь Казани хочет купить машину, приходит к дилеру, а дилер говорит: «Давайте 100-процентную предоплату, и через три недели привезу машину»», — сокрушается Моржаретто, подчеркнув, что «в народе сильно недовольны менеджментом» предприятия.

Как считает эксперт, основанная причин завода в том, что так и не проведена реструктуризация предприятия и чудовищно разросся бюрократический аппарат, многие представители которого «просто не понимают, что они делают».

«Надо бы, наверное, поменять менеджмент, потому что очень недовольны люди этими руководителями. Нужны, конечно, серьезные, кардинальные перемены, но в кризис побоятся это делать», — заключил Моржаретто.

Ранее некоторые СМИ сообщили о том, что городские власти Тольятти готовятся к возможным акциям протеста и якобы разработан план чрезвычайных мер, а в помощь местным правоохранительным органам может быть осуществлена переброска ОМОНа из других городов.

«Как показал опыт развития ситуации в моногородах, потенциал протестного выступления там достаточно большой. Тольятти, хотя и большой по численности населения, но фактически тоже моногород, так как там из отраслей, помимо автомобилестроения и химической промышленности, больше практически ничего нет и, естественно, что когда половина города работает на «АвтоВАЗ», то его остановка очень негативно отразится на ситуации», — заявил BFM.ru вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев.

По его мнению, проблема моногородов в социально-экономическом плане является самой тяжелой и именно к ней должно быть привлечено внимание власти в первую очередь.

«О проблеме моногородов надо было думать заранее. Прежде попытки жесткого подавления протестов успеха не имели, и надо договариваться с рабочими, так как они не виноваты в ситуации. Не они отвечают за то, что мы оказались втянуты в этот кризис, и за те решения, которые ранее принимались руководством ВАЗа», — считает Сергей Михеев.

Он также отметил, что вполне естественно, что политические силы, которые считают себя оппозиционными, стремятся получить капитал в этой ситуации. «Было бы странно, если бы коммунисты устранились от происходящего. Любая политическая сила, которые себя позиционируют как оппозиционная по отношению к нынешней власти, будет стремиться использовать ситуацию в свою пользу. Но шансы имеют те из них, кто способен что-либо предложить», — заключил политолог.

А зампредседателя профсоюзной организации «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев подозревает, что кто-то нагнетает ситуацию намеренно, более того, есть такие «определенные силы».

«Всегда есть субъекты определенно негативные. Вот есть такие же субъекты, естественно, и у нашего предприятия, которым интересна нестабильная ситуация на заводе, им было бы интересно, конечно, чтобы завод закрылся, и тогда тот достаточно большой объем рынка, который занимает наше предприятие, он перейдет к этим вот субъектам. Конечно, эти субъекты определенную ситуацию и нагнетают», — считает профсоюзный деятель.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию