16+
Суббота, 25 ноября 2017
  • BRENT $ 63.73 / ₽ 3720
  • RTS1166.09
31 июля 2009, 10:41

Группа СОК знает, как спасти «АвтоВАЗ»

Лента новостей

Группа СОК раскрыла основные параметры своей антикризисной программы для «АвтоВАЗа»: рост продаж и жесткая политика по отношению к поставщикам и дилерам. Эксперты сомневаются в ее эффективности, полагая, что у нее иная цель

Испытательный трек
Испытательный трек "АвтоВАЗ". Фото: РИА Новости

Группа СОК раскрыла основные параметры своей антикризисной программы для «АвтоВАЗа» — рост продаж и жесткая политика по отношению к поставщикам и дилерам. Эксперты сомневаются в ее эффективности и полагают, что она нужна, чтобы получить доступ к управлению компанией.

Среди антикризисных намерений группы СОК — уже озвучивавшиеся в конце июня планы достичь безубыточности в этом году. Помимо этого, как следует из имеющихся у BFM.ru материалов, компания обещает добиться рентабельности, соответствующей чистой прибыли не менее 10 млрд рублей в год уже к середине 2010 года.

Эти параметры программы оговорены в антикризисном плане, который был направлен акционерам и менеджменту «АвтоВАЗа». Однако пока они никак не отреагировали на предложения, заявил BFM.ru начальник управления по связям с общественностью группы СОК Дмитрий Румянцев.

Общая программа по выводу предприятия из кризиса разбита на два этапа. В частности, на начальном этапе продажи автомобилей марки LADA должны вырасти до 50 тысяч в месяц, что даст «АвтоВАЗу» дополнительную маржу в 10,1 млрд рублей. Продажи запчастей должны показать двукратных рост. (Напомним, в мае продажи LADA составили, по данным завода, чуть более 28 тысяч штук.) Рост продаж автомобилей «Нива» и Chevrolet Niva должны достичь 120–150 тысяч штук в год в России и за рубежом.

На втором этапе компания надеется нарастить долю «АвтоВАЗа» на российском рынке и даже осуществить экспансию на внешние рынки. За ближайшие два с половиной-три года ВАЗ намерен подготовиться и осуществить выкуп доли GM в «GM-АвтоВАЗ» (с учетом заявленной покупки пакета) и приобрести «контрольный (или достаточный) пакет автопроизводителя, имеющего широкую продуктовую линейку, НТЦ и базу поставщиков».

Кроме того, предприятие рассматривает возможность «покупки контрольного (или достаточного) пакета одного или нескольких производителей автокомпонентов, имеющего современные технологии и мощный инжиниринговый центр».

Достаточно жесткие меры программа группы СОК предлагает для поставщиков и дилеров «АвтоВАЗа». «На период до выхода «АвтоВАЗа» на точку безубыточности, а также в связи с тем, что производитель предоставляет товарный кредит, ввести снижение наценки дилеров до уровня, покрывающего только операционные затраты (2–3%). В качестве дополнительного стимулирования дилеров возможно предоставление маркетинговой поддержки в размере 1–1,5% при условии исполнения розничного плана продаж», — говорится в материалах программы.

Кроме того, планируется сократить количество поставщиков в идеале до двух по каждому продукту «с целью обеспечения их устойчивого состояния и снижения цен на комплектующие за счет максимальной загрузки производства». Как ожидается, эффектом от таких мер будет «достижение стабильного финансового состояния поставщиков».

В конце июня «АвтоВАЗ» уже ужесточил условия сотрудничества со своими поставщиками, потребовав от них снизить цены на автокомпоненты на 10%. Долг предприятия перед поставщиками, по разным оценкам, достигает сейчас 15 млрд рублей.

О наличии у группы СОК собственного плана по выводу завода из кризиса ранее на собрании акционеров заявлял председатель совета директоров группы Юрий Качмазов (владеет 0,01% акций завода). Как считают эксперты, причиной такой активности компании может быть желание вернуться к управлению «АвтоВАЗом». На данный момент совет директоров убыточного предприятия возглавляет гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

Однако все планы группы СОК основываются на внешних, не зависящих от компании и автопроизводителя факторов, отмечает ведущий аналитик «Арбат Капитал Управление Активами» Василий Танурков. «Ожидаемый рост чистой прибыли обеспечивается прогнозами роста продаж автомобилей. Покупательская же способность зависит от того, как изменится экономическая ситуация в стране. Пока правительство пытается стимулировать потребительскую активность, однако эффекта до сих пор не заметно», — говорит эксперт. Рост продаж запчастей вероятен из-за старения российского автопарка, добавляет эксперт, однако вряд ли и он будет двукратным.

«Осуществимость этих планов зависит во многом от общей экономической ситуации. Если кризис пойдет на спад, то, возможно, заявленных целей достичь удастся. Если же кризис будет углубляться, то достижение этих целей отодвинется в среднесрочной перспективе, а положение завода может ухудшиться», — соглашается Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

В программе не упоминается и не решается одна из важнейших для «АвтоВАЗа» проблем — производительность труда, говорит Василий Танурков. «Если у компании Nissan производительность труда — около 60 автомобилей в год на работника, то на «АвтоВАЗе» за прошлый, самый удачный год, 110 тысяч сотрудников произвели 800 тысяч машин», — приводит пример эксперт.

Рекомендуем:

  • Фотоистории