16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.54 / ₽ 8249
  • RTS1184.42
2 июля 2014, 15:08 Компании

«Экспорт нефтепродуктов из порта Новороссийск является такой же стратегической задачей и для страны в целом, и для «Транснефти», в частности»,

Лента новостей

О транспортировке нефтепродуктов по системе ОАО «АК «Транснефть» и разивтии проектов «Север» и «Юг» в интервью с заместителем вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Владимиром Назаровым.

Владимир Назаров, заместитель вице-президента компании «Транснефть». Фото: пресс-служба
Владимир Назаров, заместитель вице-президента компании «Транснефть». Фото: пресс-служба
Какой объем нефтепродуктов сейчас транспортируется по системе «Транснефти», как он изменился в сравнении с предыдущим годом? Сколько идет на внутренний рынок, сколько на экспорт?
Владимир Назаров: По итогам 2013 года общий объем транспорта нефтепродуктов составил 31 млн 200 тыс. тонн. При этом большая часть исторически транспортируется в экспортных направлениях - две трети от общего объема. В 2013 году этот показатель составил 20 млн 900 тыс. тонн. Чуть более 9 млн тонн нефтепродуктов в прошлом году было поставлено на внутренний рынок.

В 2014 году мы ожидаем некоторого увеличения общего объема транспорта нефтепродуктов. В первую очередь это связано с дополнительным выпуском топлива класса «Евро-5» на ряде НПЗ, подключенных к системе. Также ожидается начало выпуска топлива «Евро-5» на Антипинском НПЗ и его сдача в систему магистральных нефтепродуктопроводов в 2015 году.

А что по проекту «Север»? Ведь не так давно он вышел на проектную мощность, и постоянно ведутся разговоры о необходимости его расширения. Какова сейчас загрузка этой трубы?
Владимир Назаров: По итогам 2013 года в рамках проекта «Север» через Приморск было отгружено 9 млн 300 тыс. тонн дизельного топлива класса «Евро-5», что действительно превышает проектную мощность (примечание BFM: проектная мощность проекта составляет 8,4 млн тонн в год). В связи с этим «Транснефть» приняла решение о расширении мощностей этого нефтепродуктопровода. Первый этап расширения планируется завершить к концу текущего – началу следующего года, что позволит обеспечить прием дополнительных 3 млн тонн нефтепродуктов. В последующем планируется использовать нефтяную инфраструктуру на участке от Ярославля до Приморска, что позволит увеличить объем транспорта в направлении Приморска до 20 млн тонн.
Есть ли трудности с обеспечением прокачки объемов, заявленных нефтяными компаниями?
Владимир Назаров: Действительно, сейчас объем ресурсов, предлагаемый нефтяными компаниями, значительно превышает ту проектную мощность, которую мы имеем. Соответственно происходит ограничение транспортировки по нефтепродуктопроводу «Север», но при этом соблюдается принцип равнодоступности к системе и учитывается загруженность участков. Да, сегодня существует техническое ограничение для нефтяных компаний по объемам прокачки, которое мы пытаемся планомерно убрать за счет расширения данного направления.
Нефтяные компании как к этому относятся?
Владимир Назаров: На сегодняшний день это премиальное направление трубопроводного экспорта нефтепродуктов для нефтяников. Понятно, что все они стараются по максимуму попасть в порт Приморск. Однако мы стараемся руководствоваться принципом равнодоступности и во взаимодействии с каждой нефтяной компанией вырабатываем решение по обеспечению транспортировки ее ресурсов в этом направлении либо предлагаем альтернативные маршруты, предлагая условия не хуже существующих.
Понятно, что это премиальное направление для экспорта, а как идут поставки на внутренний рынок?
Владимир Назаров: При реализации проекта «Север» появилась возможность транспортировки дизельного топлива класса «Евро-5» в направлении нашей нефтебазы «Красный Бор», с которой осуществляется отпуск нефтепродуктов потребителям Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Таким образом, проект «Север», помимо своей основной функции – экспорта нефтепродуктов, выполняет и функцию обеспечения ресурсами такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург. Кроме того, в системе нефтепродуктопроводов компании имеется 21 пункт налива нефтепродуктов в бензовозы и 7 пунктов налива на железной дороге, с которых также снабжается внутренний рынок в различных регионах.
Расширение мощностей этого проекта предусмотрено в инвестпрограмме «Транснефти». В то же время в средствах массовой информации сообщается об участии и нефтяных компаний. Складывается ощущение, что деньги, которые выделяют нефтяники, - это финансирование уже сверх инвестпрограммы «Транснефти».
Владимир Назаров: С учетом реконструкции НПЗ, проводимой нефтяными компаниями, происходит увеличение общего объема сдачи дизельного топлива в систему магистральных нефтепродуктопроводов. Это увеличение требует не только проведения мероприятий по расширению того или иного направления, но и реконструкции непосредственно подводящих трубопроводов и приемных станций. Другими словами, необходимы мероприятия по расширению инфраструктуры именно в части приема топлива в систему.

Хочу отметить, что «Транснефть» в настоящее время ведет с «ЛУКОЙЛом» и «Сургутнефтегазом» переговоры о финансировании расширения пропускных способностей наших магистралей. В частности, речь идет о приеме дополнительных объемов топлива с последующей транспортировкой в рамках проекта «Север» в направлении Приморска. Речь идет как раз о том, что финансирование со стороны нефтяных компаний привлекается исключительно для расширения инфраструктуры на приеме их дополнительных ресурсов в систему. Само же расширение проекта «Север» действительно утверждено советом директоров «Транснефти» и обеспечено финансированием со стороны компании.

Давайте теперь перейдем к проекту «Юг». Строительство этой трубы - из Самары в Новороссийск - было анонсировано еще в 2007 году. Как в настоящее время складывается ситуация?
Владимир Назаров: Прежде всего отмечу, что экспорт нефтепродуктов из порта Новороссийск является такой же стратегической задачей и для страны в целом, и для «Транснефти» в частности, как и экспорт через северное направление.

К сожалению, на сегодняшний день поставка топлива в Новороссийск и другие порты Черноморского побережья осуществляется только железнодорожным транспортом. Поэтому компания, изучив все технологические возможности, подготовила мероприятия с возможностью использования нефтяной инфраструктуры для транспортировки нефтепродуктов в направлении порта Новороссийск. Реализация этого проекта разбита на этапы таким образом, чтобы, постепенно наращивая и ресурсную базу, и технические мощности, довести мощность в рамках проекта до показателей, которые планировались изначально – 8,5 млн тонн.

По состоянию на сегодняшний день ввод в эксплуатацию трубопровода Тихорецк - Новороссийск планируется к 2016 году. Это нефтепровод, который будет перепрофилирован под транспортировку дизельного топлива с использованием сливной железнодорожной эстакады в Тихорецке для получения нефтепродуктов в объеме 6 млн тонн.

Второй этап - строительство трубопровода на участке Волгоград - Тихорецк с подключением Волгоградского НПЗ, который гарантирует сдачу в систему трех миллионов тонн топлива. На сегодняшний день подписано соответствующее соглашение с «ЛУКОЙЛом», который гарантирует сдачу этих объемов топлива. «Транснефть» в свою очередь должна сформировать специальный тариф и подтвердить техническую возможность приема указанных трех миллионов тонн нефтепродуктов с Волгоградского НПЗ в систему.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию