16+
Понедельник, 17 июня 2024
  • BRENT $ 82.92 / ₽ 7382
  • RTS1131.40
9 июля 2014, 11:02 Компании

РЖД заработает на экспорте «Роснефти»

Лента новостей

РЖД добилось повышения тарифов на экспорт нефтепродуктов на Дальнем Востоке. Фактически единственный пользователь этой услуги в регионе — «Роснефть»

Президент государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин (справа) и президент ОАО РЖД Владимир Якунин.
Президент государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин (справа) и президент ОАО РЖД Владимир Якунин. Фото: ИТАР-ТАСС

«Российские железные дороги» добились повышения тарифов на свои услуги. Индексация, впрочем, коснется только тарифов на экспорт нефтяных грузов через порты Дальнего Востока и перевозки дизельного топлива в рамках «ценового коридора», сообщают информационные агентства. С августа тарифы на эти услуги вырастут на 13,4% и 12,5% соответственно.

Решение о повышении тарифов на экспорт нефти и нефтепродуктов на 13,4% правление РЖД приняло еще в декабре прошлого года. Но уже через месяц, в январе 2014 года, правление это решение отменило из-за инициативы правительства по заморозке тарифов естественных монополий.

Тогда президент РЖД Владимир Якунин выступил с резкой критикой решения правительства о заморозке тарифов. По его словам, такое решение приведет компанию к убыткам. В апреле топ-менеджер уточнял, что потери монополии от операционной деятельности составили 16 млрд рублей.

«На 6,6%, по сути дела, урезан доходный бюджет компании. Ровно тот убыток, о котором мы говорили, и оказался непокрытым за счет возможного повышения тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов», — заявлял Владимир Якунин.

По его первоначальным прогнозам, годовой убыток компании составит около 62 млрд рублей. Впоследствии глава РЖД повысил прогноз потерь до 80 млрд рублей.

На этом фоне правительство все же поддержало руководство РЖД и в мае согласилось повысить стоимость перевозки нефтеналивных грузов на 6%.Однако окончательное решение не принято до сих пор. Против такой идеи выступают и нефтяные компании.

Ключевой клиент РЖД по экспорту дизеля, бензина и других светлых нефтепродуктов через порты Дальнего Востока — «Роснефть», отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. В 2013 году компания перевезла по сети РЖД на экспорт в порты Дальнего Востока 4,5 млн тонн нефтепродуктов, в том числе 1,3 млн тонн бензина.

Основным клиентом по перевозкам нефти была «Транснефть-Логистика», которая в 2013 году экспортировала через порты Дальнего Востока более 3 млн тонн нефти.

«На повышении тарифа для экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов в порты Дальнего Востока РЖД за август-декабрь 2014 года заработает около 0,6 млрд рублей. Важно то, что монополия впервые использовала инструмент повышения тарифов в рамках «ценового коридора», — поясняет Михаил Бурмистров.

В целом тарифную политику РЖД определяет правительство. Но уже несколько лет у монополии есть право повышать или понижать тарифы на перевозку отдельных видов грузов по определенным маршрутам. Железно-транспортная монополия этот инструмент активно использовала, но лишь в сторону понижения: подобную практику РЖД применило в контрактах с некоторыми металлургическими компаниями, под их гарантии увеличения объема грузоперевозок.

Выбор Дальнего Востока в качестве пилотного региона для использования такого инструмента, вероятно, связан с тем, что поставленные в регион нефтепродукты идут на экспорт, а количество маршрутов сравнительно небольшое, что позволяет упростить возможность обоснования повышения тарифов.

Ранее руководство железнодорожной монополии заявляло, что надеется на ускоренное повышение тарифов в 2015 году. Вице-президент РЖД Вадим Михайлов уточнял, что в компании считают справедливым повышение тарифа на 14-16%. «Если ты пропустил индексацию в 7% в 2014 году, значит, у тебя уже 70 млрд рублей «переехали» на 2015 год. Дальше: 16 млрд рублей, которые должны поступить по «нефтянке» — по ним тоже пока решения нет. <…> И дальше мы добавляем уже индекс роста инфляции потребительских цен….», — пояснял он логику своего предложения.

В начале июня Владимир Якунин написал письмо президенту Владимиру Путину с просьбой повысить тарифы монополии в следующем году более чем на 6%.

Против предложения Владимира Якунина выступил министр промышленности и торговли Денис Мантуров: «Пока экономика не готова к этому. Я думаю, что уровень инфляции — это абсолютно объективное предложение и подход».

Тем не менее, РЖД — не единственная естественная монополия, обращающаяся в правительство в последнее время с просьбой ускоренного повышения тарифов. По неофициальным данным, с таким предложением выступал и «Газпром». Руководство газовой монополии заинтересовано в повышении тарифов на 3-4% выше уровня инфляции.

Другие естественные монополии — «Транснефть» и «Российские сети» — предложений об ускоренном росте тарифов на свои услуги пока не делали. В целом в следующем году правительство планирует ограничить рост тарифов естественных монополий годовым уровнем инфляции, прогноз Минэкономразвития по инфляции — 6%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию