16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
16 августа 2009, 12:44

«Будут пить больше водки и суррогатов»

Лента новостей

Президент Медведев объявил о новой антиалкогольной компании, правда, признавая, что «пьянство — вековая проблема и быстро ее не решить». Но потребление легальной водки в России падает и без усилий властей, рассказал BFM.ru глава ЦИФРРА Вадим Дробиз

Вадим Дробиз. Фото: ИТАР-ТАСС
Вадим Дробиз. Фото: ИТАР-ТАСС

Президент Дмитрий Медведев на этой неделе объявил о новой антиалкогольной компании. Правда, в отличие от советского руководства, он с пониманием отметил, что «пьянство — это вековая проблема, и в короткие сроки ее не решить». Но потребление водки в России падает и без усилий властей, рассказал BFM.ru глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

— Вадим Иосифович, насколько сильно пострадал водочный рынок от падения доходов населения?

— То, что происходит на водочном рынке, идентично всем тенденциям на остальных потребительских рынках. До июня на водочном рынке происходило сокращение легального потребления — примерно на 20%. И это было в русле сокращений всех прочих сегментов алкогольного рынка: рынок вина сократился примерно на 15%, шампанского — на 20%.

Но, начиная с июня, падение легального рынка водки сокращается, примерно до минус 15%. То есть постепенно легальная водка замещает легальные вина и прочую легальную низко-алкогольную продукцию.

— Получается, что в кризис народ переходит на водку, то есть опять пьет больше?

— Народ, безусловно, в кризис пьет больше всегда, а в России он будет пить больше водки и суррогатов, прежде всего.

— На водочном рынке сейчас заметен переход потребителя из дорогих сегментов в дешевые?

— Я хотел бы уточнить, что я не люблю использовать в анализе те сегменты, которые присутствуют в маркетологических исследованиях. Мы, изучая рынок, используем обычно стратегические сегменты. Мы принимаем за данность, что продающаяся в России водка ценой до 100 рублей — это водка дешевая, водка ценой от 100 до 200 рублей — средняя по цене, тогда как дороже 200 рублей — это водка дорогая. Ну а все остальное — это от лукавого. На мой взгляд, все так называемые ноу-премиумы, хай-премиумы — это все ерунда. А ерунда это потому, что потребитель ориентируется именно на те три сегмента, которые я выделил, и ни на какие другие.

— И какие тенденции в выделенных вами трех сегментах заметны?

— До кризиса в течение почти пяти лет основным трендом развития была премиумизация. Это происходило во всем мире, и не только на алкогольном рынке, но и на всех рынках. То есть, в цене рос сегмент, который потреблял средний класс.

А так как кризис ударил в первую очередь по среднему классу, то на водочном рынке особенно пострадал сегмент от 100 до 200 рублей. Кстати, с 2003-го по 2008 год — за последние пять лет до кризиса, он вырос в объеме в 2 раза. Но в то же время, этот сегмент не столь велик, как другие.

Поясню для примера: в 2007 году рынок легальной водки составил 130 млн дал (1,3 млрд литров — BFM.ru), рынок нелегальной водки — 60-65 млн дал. То есть, рынок водки в целом составлял 195 млн дал. При этом водки дороже 100-110 рублей, в России продано было всего 55 млн дал. То есть 140 млн дал — это водка дешевле 100 рублей, то есть, дешевая, народная, легальная и нелегальная водка. И сюда еще не входят суррогаты.

Водки дороже 200 рублей в России было не более 3 млн дал.

Премиальный сегмент упал процентов на 20, а сегмент от 100 до 200 рублей — на 30%. А все остальное, весь этот объем высвободившийся, ушло в сегмент до 100 рублей. Вот, что произошло на самом деле на водочном рынке.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию