16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.57 / ₽ 8334
  • RTS1160.60
22 августа 2014, 20:48 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Украинский кризис

Грузовики российского гуманитарного конвоя достигли Луганска

Лента новостей

Владимир Путин в телефонном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель объяснил, почему было принято решение об отправке гуманитарной помощи без согласия украинских властей

Колонна автомобилей с гуманитарной помощью для жителей юго-востока Украины на российско-украинской границе на КПП «Донецк».
Колонна автомобилей с гуманитарной помощью для жителей юго-востока Украины на российско-украинской границе на КПП «Донецк». Фото: ИТАР-ТАСС

По словам президента России, «с учетом откровенных проволочек со стороны Киева», дальнейшее затягивание было бы недопустимо. Разговор двух лидеров состоялся по инициативе немецкой стороны накануне запланированного на субботу визита Меркель в Киев.

Между тем, ополченцы самопровозглашенной ЛНР заявили, что грузовики с российской гуманитарной помощью уже добрались до Луганска.

А Петр Порошенко заявил, что вхождение колонны с гуманитарной помощью России на территорию Украины — это вопиющее нарушение международного права. С подобным заявлением президент Украины выступил на встрече с главой МИД Литвы. «Мы сделаем все возможное для того, чтобы это не привело к более тяжелым последствиям», — заявил Порошенко.

Главы администраций президентов России и Украины высказались за скорейшую доставку российской гуманитарной помощи «без провокаций и инцидентов». Об этом сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Глава СБУ Наливайченко сказал, что Украина не будет применять военную авиацию против российского конвоя.

Ранее российская гуманитарная колонна начала движение по украинской территории в направлении Луганска. Российский МИД пояснил такое решение необходимостью действовать и предостерегает Киев от провокаций. Ополчение сообщило, что выставило посты регулирования и блокпосты для прохождения колонны из России.

Международный комитет Красного Креста не сопровождает колонну по соображениям безопасности и пока не знает, будет ли присоединяться. Взять на себя сопровождение готов Российский Красный Крест. Там сообщили, что МККК И Федерация Красного Креста и Красного Полумесяца проводят переговоры в Женеве по ситуации с гуманитарной помощью для Украины.

Грузовики должны были пересечь границу и направиться в Луганск в пятницу утром. Называлось время — 6 часов утра. Накануне первые «КАМАзы» уже прошли проверку на границе, а Красный Крест выразил «сожаление, что украинская сторона мешала своевременному оформлению гумпомощи таможней».

Однако утром, когда колонна, по плану, уже должна была двинуться, представители Международного комитета Красного Креста сообщили, что им снова нужны гарантии безопасности из-за ночных обстрелов Луганска.

Заявление российского МИДа было опубликовано почти в полдень: Москва больше не намерена терпеть беспредел с постоянным откладыванием отправления груза. А Киев, возможно, хочет к воскресенью — Дню Независимости — провести зачистку Донецка и Луганска, и помогать уже будет некому.

Российские грузовики незамедлительно пересекли границу и двинулись к Луганску. Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин в курсе, но не уточнил, было ли решение согласовано с украинской стороной.

Ответные заявления Киева вначале звучали крайне резко. Глава СБУ Наливайченко назвал это «прямым вторжением под циничным прикрытием Красного креста».

Однако уже спустя полчаса риторика главы СБУ изменилась. Наливайченко сообщил, что Украина не применит силу против российского конвоя и стремится избежать провокаций.

Параллельно с этим украинский МИД сообщил, что Киев не давал официального разрешения на проход конвоя, однако неофициально разрешил колонне пройти, чтобы избежать провокаций. И поэтому — предоставил «все необходимые предписания для безопасного пропуска конвоя». Российский фондовый рынок на новостях вначале падал, а потом — отжимался.

Ситуацию с конвоем в интервью Business FM прокомментировал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Обострения не будет, ситуация с конвоем урегулировалась, или возможны еще какие-то неприятные неожиданности?
Константин Симонов: Увы, я пока далек от такого оптимистичного вывода, хотя был бы рад, чтобы ничего не произошло, потому что ситуация взрывоопасная, и любая спичка может привести к гораздо более серьезному пожару, даже по сравнению с тем, что мы видим. И вы сами цитируете украинских силовиков, которые меняют свою позицию довольно быстро. Конечно, говорить о том, что сказал господин Наливайченко, и все, мы должны успокоиться — боюсь, что это слишком оптимистичный взгляд на вещи. И каждую минуту, боюсь, ситуация может обостриться.
Можно заметить, что заявления из Киева шли с определенным интервалом от резких к более спокойным. Это следствие консультаций с западными политиками, может быть, то, что киевские власти следуют их советам?
Константин Симонов: Я этого не исключаю. Тем более, видите, конвой пересек границу тогда, когда в Вашингтоне было, если я правильно посчитал, примерно 4.30 утра. Скорее всего, какие-то консультации были ближе к утру произведены, и это могло повлиять на тональность. Скорее всего, действительно, пока Вашингтон дал команду ничего не делать и подождать. Может быть, еще Обаму не разбудили тогда и каких-то других высокопоставленных функционеров не проинформировали об этом. Я согласен с тем, что относительно спокойная позиция сейчас украинской стороны могла быть вызвана тем, что именно такие указания даны были Вашингтоном. Но это не означает, что Вашингтон уже четко сформулировал свою позицию. Я, например, не исключаю, что в Вашингтоне сказали: вы пока подождите, у нас тут еще не все проснулись; вот они проснутся, переговорим и решим, что с этим делать. Тем более, вы же понимаете, что история с конвоем — это, к сожалению, не на несколько часов. А что будет дальше, какое решение примут американцы? Я не могу предсказать окончательно, какой финальный будет ответ, и от этого позиция Украины по синусоиде вполне может вернуться на довольно жесткое отношение к этому конвою.
Вопрос о технической стороне дела. Понятно, что «КамАЗов» много, если, например, они встанут по периметру Луганска и будут стоять долго, раздавая продукты, занимаясь именно миротворческими делами, может ли это послужить сдерживающим фактором для военной операции?
Константин Симонов: Я еще раньше предположил, что задача конвоя с российской стороны в этом и заключается, что конвой должен прийти непосредственно в место ведения боевых действий в Луганске и начать раздавать гуманитарную помощь, чтобы не дать Украине возможность продолжать военную операцию в Луганске. Думаю, что в этом и была как раз основная задача. Но я, все-таки, думал, что там есть сотрудники Международного Красного Креста, и тогда Украина не могла бы нанести ракетный или какой-либо другой удар по этому конвою. А сейчас мы уже знаем, что Красный Крест вчера сказал, что груз имеет гуманитарную компоненту, но сотрудников на этих «КамАЗах» нет. И это в определенном смысле развязывает Украине руки, поэтому не знаю, насколько такой сценарий удастся реализовать — приехать в зону боевых действий и прикрыть Луганск этим мирным конвоем.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию