16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
14 ноября 2014, 18:40

Нефтяное окно возможностей

Лента новостей

Цены на нефть устанавливают рекорды последнее время. Так, стоимость марки Brent опускалась ниже «психологического барьера» в 80 долларов за баррель. Специалисты называют несколько причин падения цен, единого мнения нет, не обходится и без теории заговора

Фото: Andrew Cullen/Reuters

Саммит «Группы 20», проходящий на выходных в австралийском Брисбене, — еще одна возможность поискать какие-то пути к восстановлению осмысленного диалога между Россией и Западом.

Запланированы отдельные встречи Владимира Путина с Дэвидом Кэмероном и Франсуа Олландом. После пекинского саммита АТЭС возникла и возможность встречи с Обамой.

Перед саммитом риторика воинственная. Кэмерон выступил с большой речью, в которой обвинил Москву в том, что та «разорвала международный свод правил» в отношении Украины. И в то же время подчеркнул, что не стремится к конфронтации.

Что получится дальше, мы скоро узнаем. И все-таки, есть ли какие-либо объективные импульсы или, скажем так, геостратегические обстоятельства для поиска совместных решений?

В английском есть такое выражение — window of opportunity — окно возможности. Все окна закрыты, а какое-то — нет.

Посмотрим, например, на нефтяной угол международной ситуации.

Украинский кризис вызвал западные санкции и ответные контрсанкции России. С санкциями связывают и падение цен на нефть, и ослабление рубля. Отсюда просится идея заговора: ага, у нас главное богатство — нефтегаз, вот и бьют, где больнее.

Причем повторяется идея сговора США и Саудовской Аравии, двух ведущих нефтедобывающих держав, против России — еще одной крупнейшей страны в этой отрасли. Но зачем саудовцам сговариваться с США? Если внимательнее посмотреть на ситуацию, получается как раз наоборот.

Нефть упала, и продолжает падать, уже ниже «психологического барьера» в 80 долларов за баррель. А происходит это, прежде всего, по объективными причинами, прежде всего в связи со скачком в нефтедобыче в США за счет усовершенствования сланцевых технологий. США вышли в этом году на первое место в мире по добыче нефти, опередив Саудовскую Аравию. Да, санкции и снижение цен на нефть вызывают трудности для российской экономики. Но ведь одним из результатов этого станет и сокращение нефтегазодобычи в России. Значит, вероятно, и сокращение экспорта. Следовательно, сокращение предложения на мировых рынках. Значит, и повышение цен. То есть совсем наоборот получается.

Можно на нефтяную ситуацию и с другого конца посмотреть. Западные комментаторы отмечают, что Саудовскую Аравию нельзя заподозрить в сговоре с США против России. Во-первых, она сама заинтересована в высоких ценах на нефть почти так же как Россия. Если российскому бюджету необходимы нефтяные цены на уровне 95-120 долларов (117 по оценке Алексея Кудрина), то Саудовской Аравии — 91-95 долларов.

И если саудовцы и участвуют в игре на понижение нефтяных цен, то, выходит, не против России, а против США. Логика тут может быть такая. Снижение нефтяных цен Саудовская Аравия сможет пережить. Себестоимость добычи там смешная — составляет до пяти долларов за баррель и около 10-12 долларов за баррель с учетом капитальных вложений. А вот американскую сланцевую нефть цена, скажем, в 50 долларов за баррель может вконец подорвать. Сланцы составляют большую часть прироста американской нефти, но себестоимость добычи намного выше ближневосточной — ее оценивает в разбросе от 25 до 125 долларов, при большей доле дорогих месторождений. Рывок в нефтедобыче в США как раз и основывался на высоких мировых ценах — добыча стала рентабельной.

Если допустить, что саудовцы ведут нефтяную войну против американцев, тогда нужно задать вопрос, почему. Некоторые такую идею предлагают: потому что Саудовскую Аравию, имеющую свои региональные обязательства, не устраивает потенциально существующая почва для координации действий или даже сотрудничества США с Россией, Ираном и Сирией в противодействии исламистским организациям, которые поддерживает Эр-Рияд.

Может показаться фантастикой. Тем не менее, всего ведь год назад удался российский дипломатический маневр как раз на сирийском направлении, предотвратил тогда западное вооруженное вмешательство. На днях, кстати, состоялся разговор министра иностранных дел России с госсекретарем США. По сообщениям, говорили об иранской ядерной программе в связи с очередным раундом многосторонних переговоров, в которых участвует и Россия. От исхода переговоров будет зависеть ослабление или снятие санкций против Ирана.

Когда на одном направлении тупик, приходится иногда заходить с совершенно другой стороны, искать открытые окна там, где они открываются.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию