16+
Воскресенье, 22 июля 2018
  • BRENT $ 73.00 / ₽ 4637
  • RTS1114.59
11 декабря 2014, 19:30
Валерия Мозганова

Валерия Мозганова

Стратегия-2014. Отличие кризисов на рынке недвижимости 2008 и 2014 годов

Экономические кризисы 2008 и 2014 года по-разному отразились на рынке недвижимости. Так, к концу 2014 года существенно выросла доля инвесторов. Чтобы в выигрыше остались все, девелоперы стараются выбрать максимально аккуратные стратегии, отмечают эксперты

Цикличность экономики предполагает, что кризисы чередуются. Но кризис кризису рознь. Сравнение предыдущего с нынешним ярко свидетельствует: на рынке недвижимости 2008 и 2014 годы кажутся похожими только на первый взгляд. Например, как рассказали участники круглого стола Top Brokers Alliance, сегодня совершенно иная структура спроса. В 2008 спрос на первичном рынке практически отсутствовал, стройки заморозились и не доверяющий девелоперам покупатель ушел во «вторичку», где совершалось до 90% сделок. Сегодня все иначе.

После просева застройщиков через мелкое сито прошлого кризиса доверие к ним велико, и до 80% сделок совершается на первичном рынке, в том числе и на ранних стадиях строительства. Еще одно наблюдение: в первых двух кварталах покупки осуществлялись в основном для личных нужд, а к концу года на фоне волатильности валютного рынка существенно выросла доля инвесторов. Покупают все: кто спасает рублевые активы, кто хранил сбережения в валюте и теперь шикует, кто передумал откладывать сделку на будущее. Даже впрок для малолетних детей, и то покупают. Впрочем, девелоперы стараются выбрать максимально аккуратные стратегии. Коммерческий директор компании Sminex Максим Каварьянц рассказал про одну из них.

«Мы не привлекаем покупателя на ранних этапах строительства. Считаю, что ориентироваться на таких инвесторов — риск для покупателя. При таком подходе и падении спроса девелопер может попасть в ситуацию с долгостроем и подвести в итоге и себя, и клиентов. Все наши проекты мы реализуем на собственные средства и продаем недвижимость на высокой стадии готовности. В этой ситуации остаются в выигрыше все: и наши покупатели, и мы».

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию