16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.59 / ₽ 8254
  • RTS1180.72
9 января 2015, 20:12 Общество

Кадыров vs. Ходорковский. Борьба с экстремизмом и чувства верующих

Лента новостей

Михаил Ходорковский пояснил свой призыв перепечатывать карикатуры: эти слова нельзя трактовать как неуважение к мусульманам, он просто хотел показать, что ответом на событие вроде теракта в Париже может быть только сплочение и защита свободы слова

Экс-руководитель «ЮКОСа» Михаил Ходорковский и глава Чечни Рамзан Кадыров.
Экс-руководитель «ЮКОСа» Михаил Ходорковский и глава Чечни Рамзан Кадыров. Фото: ТАСС

Глава Чечни Рамзан Кадыров объявил Михаила Ходорковского своим личным врагом после его призыва к журналистам перепечатывать карикатуры на пророка Мухаммеда в знак солидарности с французскими репортерами.

При этом Кадыров надеется на людей, которые смогут призвать Ходорковского к ответу, причем жестко. Михаил Ходорковский ответил Рамзану Кадырову, сравнив его угрозы с нападением на Charlie Hebdo.

Михаил Ходорковский пояснил свой призыв печатать карикатуры: эти слова нельзя трактовать как неуважение к мусульманам, он просто хотел показать, что ответом на событие вроде теракта в Париже может быть только сплочение и защита свободы слова.

Насколько этичен был призыв Ходорковского, и насколько адекватна реакция Кадырова? Отвечает тележурналист, историк Николай Сванидзе.

Николай Сванидзетележурналист, историк«Я, по сути, не вполне согласен с Михаилом Ходорковским. Потому что считаю этот призыв ко всем газетам публиковать карикатуры на пророка Мухаммеда в данном случае неправильным. Я понимаю, чем руководствовался Михаил Борисович, он это сам сказал — что нельзя падать на колени перед террористами и выполнять все их требования. Что право людей свободного мира, представителей христианской цивилизации в данном случае — следовать своим правилам поведения, а не тем, которые навязывают уроды, террористы и убийцы. Посыл правильный. Но, на мой взгляд, оскорблять 1,5 миллиона мусульман, а они воспринимают это как оскорбление, не нужно. У нас один дом, нам вместе жить, и здесь нужно идти на определенные компромиссы. Но это абсолютно не значит, что я согласен с господином Кадыровым. Он фактически угрожает Ходорковскому и тем самым очень близко подходит к позиции тех самых террористов, которые убивают людей. Несомненно, это физическая угроза. И, кроме того, там имеют место прямые и очень грубые оскорбления в адрес Ходорковского. Естественно, мне это категорически не нравится. Мне это кажется проявлением все того же фундаменталистского радикализма. Абсолютно ничего хорошего в том, что заявил Рамзан Кадыров, я, разумеется, не вижу».

Публицист, общественный деятель Борис Вишневский также не стал бы призывать к публикации карикатур. На его взгляд, сейчас важнее найти убийц и покарать их.

Борис Вишневскийпублицист, общественный деятель«Те угрозы, которые господин Кадыров высказал в адрес Михаила Ходорковского, — по сути, он призвал с ним расправиться. Что касается призывов постить карикатуры, я бы лично не стал этого делать. И вовсе не потому, что я считаю недопустимым публикацию какого бы то ни было числа карикатур, высмеивающих, в том числе, и представителей разных религий. А просто потому что сейчас важно найти убийц и их покарать. Во-вторых, важно сделать так, чтобы никого, никогда и нигде бы не пытались убивать за попытку рисовать какие бы то ни было карикатуры. Я за свободу слова. Считаю, что единственная граница, которую она должна иметь по закону, — там, где начинается разжигание вражды по национальным, расовым, религиозным, социальным признакам. Где начинаются призывы к насилию, дискриминации. Все остальное — вещи чисто этические. Я вполне с уважением отношусь и к позиции Михаила Борисовича, который полагает, что массовая публикация таких карикатур должна показать террористам, что они не достигли своих целей».

В пятницу Рамзан Кадыров сделал новое заявление. Он считает, что главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов стремится оскорбить мусульман и посеять
межнациональную вражду, затеяв опрос на тему карикатур на пророка Мухаммеда.

«Сама постановка вопроса носит провокационный характер. Это стремление оскорбить мусульман России и всего мира, вызвать вражду между народами, посеять хаос и беспорядки», — написал Кадыров на своей странице в Instagram.

По его мнению, Венедиктов превратил радио «в антиисламский рупор» и «мусульмане России давно это видят». Ответ Алексея Венедиктова вывешен на сайте «Эха»:

1. Я вполне серьезно отношусь к угрозам со стороны Рамзана Кадырова и поэтому намерен в ближайшее время обратиться в правоохранительные органы России.

2. Я категорически отвергаю обвинения Рамзана Кадырова в антиисламском характере радио «Эхо Москвы». Считаю, что подобные заявления носят клеветнический характер и наносят ущерб деловой репутации «Эха».

3. Мы живем в светском государстве и соблюдаем Конституцию РФ и законы России

4. Редакционная политика «Эха Москвы» является взвешенной, профессиональной и равноудаленной от интересов различных групп, политических партий и конфессий. Такой она и останется, несмотря на разного рода давления и угрозы.

Ряд мировых изданий отказались перепечатывать карикатуры Charlie Hebdo. В частности, этого не стали делать американские газеты The New York Times и The Wall Street Journal, агентства Reuters и Associated Press. Они мотивировали это тем, что их принципы не позволяют им публиковать материалы, оскорбляющие религиозные чувства. В то же время европейские издания, такие как The Guardian, The Times и другие, опубликовали сатирические рисунки.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию