На юге Франции задержаны пятеро россиян, якобы готовивших теракт. СМИ сообщают, что они выходцы с Северного Кавказа. Задержание произошло в городе Безье — недалеко от испанской границы
Прокурор города Ивон Кальве сообщил журналистам, что связи между задержанными и недавними терактами в Париже не установлено. Вот что рассказал корреспондент французского радио «Франс Анфо» в Безье Жерар Марти. «Трое из них были арестованы в Сен-Жан де Веллас, остальные в Безье. Обыски позволили следователям найти тайник со взрывчаткой. 100 граммов самодельного, очень нестабильного взрывчатого вещества. Поэтому его очень быстро уничтожили. При этом оружия обнаружено не было. Пока что никакой информации о том, в какой стадии была подготовка предполагаемого теракта. И о том, какими были их цели. Следствие ведет криминальная полиция города Монпелье совместно с антитеррористической бригадой. Пока еще трудно судить, насколько опасны были эти пятеро. Пока неизвестно, с каких пор они находились во Франции, какую роль играл каждый из них». Ситуацию комментирует обозреватель Business FM Андрей Жвирблис.
Я вспоминаю, кстати, сейчас в Голливуде такой тренд: плохие русские — это именно чеченцы, и вот сейчас буквально чеченская диаспора во Франции. Нет дыма без огня.
Андрей Жвирблис: Да, действительно, существует чеченская диаспора, не только во Франции, а во многих других европейских странах. Хотя Франция, наверное, по количеству чеченцев лидирует. Точной статистики нет, но несколько тысяч человек там явно живет, выходцев из Чечни. Ну, и, конечно, эта волна уже пошла давно. 20 лет назад во время первой чеченской войны, потом во время второй чеченской войны. И, в общем-то, где-то она и не стихает до сих пор, потому что этим людям плохо или хорошо, дают им статус беженцев, и таким образом они селятся во Франции. Вот, в частности, есть две большие коммуны, одна на севере в Лемансе, а другая в Ницце на Лазурном берегу. Но Безье тоже там не так далеко находится. В Ницце она весьма большая и как-то уже обжившаяся, потому что, в основном, они, конечно, живут не в самой Ницце, которая похожа на Париж, а есть отдельно стоящий квартал. Типа Кузьминок московских, многоэтажные дома. Там социальное жилье и, конечно, вот этим беженцам давали социальное жилье там. То есть, там большая концентрация чеченцев, они там уже владеют гаражами давно и, конечно, связаны часто очень бывают с криминалом.
Мы-то понятно, здесь понимаем, что Чечня, — это мягко говоря, вещь в себе. А французы на обывательском, бытовом уровне, все-таки для них эти люди — это Кавказ или это русские?
Андрей Жвирблис: Очень сложно сказать. Это русские с Кавказа. Ну, в конце концов, почему Ницца? Там горы, там море. В общем-то, это похоже на Кавказ. Наверное, поэтому она притягательна для этих людей, там не только чеченцы живут с Кавказа, там и другие селятся некоторые кавказские национальности. Что касается криминалитета, вот здесь версия криминальных разборок, она очень правдоподобна, потому что в первый раз была разборка лет 8 назад. Когда об этом сообщили, для всех это было как гром среди ясного неба. Была перестрелка между чеченцами и арабами, якобы из-за рынка торговли гашишем на улицах.
Колоритно.
Андрей Жвирблис: Да, это была совершенная фантастика, но это уже было давно, с тех пор уже и много другого произошло. В частности, 3,5 года назад в 11 году, в мае в Ницце был ряд убийств из огнестрельного оружия. И говорили тогда про разборку между чеченской и армянской мафией.
Хорошо. А какие действия французские власти могут предпринять сейчас?
Андрей Жвирблис: Полиция, конечно, очень плотно наблюдает эту всю среду, но надо сказать, что национальные мафии существуют и другие во Франции, это не является каким-то новым явлением. Существуют различные национальные мафии с Балканского полуострова. Но, видимо, кавказские, они наиболее сейчас активные, за ними, конечно, полиция следит плотно. Я думаю, что последствием вот этих шумных преступлений, потому что в данном случае, явно идет речь о какой-то разборке, связанной... ну, рынок там не поделили, не знаю.
Ну да, что-то локальное.
Андрей Жвирблис: Может быть, это рэкет какой-то. Мы узнаем, наверное, какие-то подробности, но, по всей видимости, единственное, что можно предполагать, что статус беженца теперь будет еще сложнее получать этим людям.
Российский МИД уже заявил, что один из задержанных — россиянин Зелимхан Исмаилов обвиняется в подготовке террористического акта.