16+
Суббота, 23 февраля 2019
  • BRENT $ 66.91 / ₽ 4375
  • RTS1198.40
17 февраля 2015, 06:26 Компании

Антикризисная комиссия. Как спасти отечественный автопром

Лента новостей

GM сократила производство в России вдвое. «Автотор» не работал весь январь. Калужский завод грузовиков Volvo встал на неопределенный срок

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Российские промышленные предприятия полностью или частично останавливают производство. В отдельных отраслях ситуация близка к катастрофической. Знают ли об этом власти? И что делается, чтобы спасти производителей, на которых завязаны целые города. Бизнес ФМ продолжает спецпроект «Антикризисная комиссия». Сегодня поговорим об автомобилестроении.

GM сократила производство в России вдвое. «Автотор» не работал весь январь. Калужский завод грузовиков Volvo встал на неопределенный срок. Peugeot и Mitsubishi отправляют сотрудников в двухнедельный отпуск. ВАЗ сообщает, что чистый убыток в компании прошлом году вырос почти в четыре раза.

В ассоциации европейского бизнеса заявили, что авторынок России в январе упал почти на 25%. Производители рассказали Business FM, что в первом месяце года отдельные сегменты рухнули на 40%. В условиях падения спроса, производителям просто невыгодно выпускать новые машины, отмечает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

Дмитрий Чумаковгендиректор Vector Market Research«Для производителей автомобилей крайне неэффективным будет производство большого количества автомобилей на склад, поскольку они будут замораживать свои финансовые ресурсы. Поэтому многие автопроизводители принимают такое непростое решение, когда они оптимизируют свой объем производства под существующий уровень спроса. Это позволяет им не замораживать денежные средства в автомобилях и обеспечивать более высокую оборачиваемость складских запасов. Что можно сделать для того, чтобы поддержать автопроизводителей, это реализовать какие-то программы стимулирования сбыта».

СМИ со ссылкой на экспертов сообщают, что падение автопроизводства нанесет ущерб отечественному ВВП в 0,6%. Население в условиях общего спада и так не стремится в автосалоны. Кроме того, повысились цены. Производство хоть и локализовано в России, но делают машины из импортных комплектующих. Кроссовер, который еще недавно стоил миллион двести, теперь продается за полтора. Дальше как снежный ком. Проблемы производителей постепенно переходят на смежные отрасли, констатирует партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Игорь Моржареттопартнер аналитического агентства «Автостат»«Автопром — это такая очень специфическая отрасль, под которую завязана куча смежников. На каждое рабочее место в автопроме по социальным данным приходится 7-8 смежных отраслей. Это и те, кто поставляет комплектующие, например, производители фар, шин и т.д., они тоже страдают, потому что спрос на их продукцию падает. Соответственно, заказы от сборочных заводов уменьшаются. И им нужно как-то сокращаться. Плюс еще нельзя забывать о дилерской сети, которая тоже рушится. Это опять же речь идет о людях, потому что в дилерской работает 400 000 человек по России».

Опрошенные Business FM производители рассказывают, что самая главная проблема — высокие ставки по кредитам. Автопроизводство — отрасль, где на каждом этапе требуются оборотные средства. Кроме того, банковские займы недоступны населению. В позапрошлом году почти каждая вторая машина покупалась в кредит. В прошлом этот показатель снизился почти на четверть. Теперь к вопросу: «Что делать?». Некоторые компании сокращают персонал. Но это не выход, говорит вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева.

Елена Матвеевавице-президент «Группы ГАЗ»«Мы вложили огромные инвестиции в развитие и подготовку нашего персонала. Вопрос о сокращении персонала — это очень серьезный драматический вопрос сейчас для автопроизводителей. Мы будем терять серьезные ресурсы, если доведем ситуацию до большого сокращения. Позволить себе сейчас вывести за периметр компании людей, которые получили серьезное образование, доведение своей квалификации до международного уровня, для нас это крайне нежелательно».

Бизнес говорит, что выходом стало бы выдача кредитов автопроизводителям на льготных условиях. Но тогда придется помогать и другим отраслям, а хватит ли на это ресурсов? Хотя нельзя говорить, что власти ничего не делают. С сентября возобновилась программа утилизации. Во время прошлого кризиса эта мера серьезно поддержала автомобилестроение. Но некоторые компании в начале года продали намного меньше машин, чем в 2010-м. А тогда эта программа только начала действовать, и эффекта еще не было. Похоже, сейчас требуется искать иной выход.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию